Региональный социальный стандарт будут внедрять в Якутии

Агентство стратегических инициатив (АСИ) представило единый региональный социальный стандарт – комплекс управленческих решений, направленных на повышение уровня удовлетворенности жителей качеством социальных услуг. Документ включает 13 пунктов – от наличия в регионе отдельной стратегии развития социальной сферы до механизма оценки соцуслуг жителями. Стандарт является частью Национальной социальной инициативы, которую по поручению президента АСИ внедряет по всей стране.

«Социальный стандарт – это свод лучших практик и решений, которые помогают создавать фундамент социальной политики регионов. В нем 13 пунктов. Во многих регионах эти пункты уже реализованы и работают эффективно. Например, разработаны регламенты взаимодействия разных структур в субъекте, социальная стратегия, работают советы по качеству жизни, которые возглавляют лично губернаторы. Согласие внедрять социальный стандарт уже дали 35 регионов – это первая волна, с которыми мы начинаем работу», – отметила гендиректор АСИ Светлана Чупшева во время презентации регионального социального стандарта, которая прошла в Сахалинской области.

Первым шагом во внедрении стандарта станет самооценка региона, то есть анализ того, какие элементы социального стандарта нужно создавать с нуля, а какие уже работают – в этом случае в субъекте проверят их эффективность. Оценку будут проводить как администрация региона, так и независимая экспертная группа, в которую войдут представители здравоохранения, образования и социальной защиты, НКО, социальные предприниматели, а также сами получатели социальных – всего около 15 человек. После оценки формируется план внедрения стандарта, в этой работе тоже будут участвовать эксперты, они же проанализируют эффективность действия социального стандарта.

По стандарту в субъекте должен функционировать институт региональных сервисных уполномоченных (РСУ). РСУ разрабатывают решения по повышению качества предоставления услуг в социальной сфере на основе методологии сервис-дизайна. При поддержке АСИ в 27 регионах такой институт уже создан.

Еще один важный элемент стандарта – создание доступной инфраструктуры социальной поддержки граждан. То есть в каждом регионе- участнике проекта будет открыт мультицентр для лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающий услуги реабилитации и абилитиации, квартиры и дома для сопровождаемого проживания людей с инвалидностью, центры дневного пребывания и семейные центры для детей с инвалидностью и особенностями здоровья, центр паллиативной помощи, семейные многофункциональные центры, кризисные центры для безопасного пребывания женщин и детей, пострадавших от насилия.

Также в документе прописаны наличие навигатора по мерам поддержки, на которые может рассчитывать человек в зависимости от своей жизненной ситуации и статуса семьи, и внедрение комплексной программы помощи семье с ребенком с врожденными пороками развития – практика, которую успешно реализовали в Свердловской области.

Кроме того, в регионах внедрят службу социальных координаторов, оказывающих помощь жителям в режиме одного окна, задействуя при этом ресурсы государства, бизнеса, благотворительных фондов и некоммерческих организаций. Такая служба уже работает в Самарской области, Башкирии, Якутии, Татарстане и Ярославской области.

Светлана Чупшева также отметила, что эти 13 пунктов – неисчерпывающие: это первый шаг для того, чтобы принципы открытости, дружелюбной коммуникации с людьми, обращающимися за поддержкой, совместной работы по социальной поддержки с бизнесом стали нормой. «Стандарт – это не догма. Нам надо вместе посмотреть, что из этого работает, а что надо скорректировать. Этот документ необходимо адаптировать к жизни, чтобы он был действительно полезным», – подчеркнула генеральный директор АСИ.