Зоя Холмогорова: «Только счастливый учитель может воспитать счастливого ребенка»

АО «РНГ» выступает спонсором конкурса для работников в сфере образования, приуроченного к 100-летию Якутской АССР. Продолжаем серию публикаций интервью с его участниками. Наша сегодняшняя героиня – заслуженный учитель Республики Саха (Якутия) и России, преподаватель Республиканского лицея-интерната Зоя Петровна Холмогорова, которая более 40 лет преподает старшеклассникам литературу и русский язык.

 

Зоя Петровна, расскажите немного о себе. Каков был Ваш путь в профессию?

Я родилась в селе Борогонцы Усть-Алданского района, окончила Мюрюнскую среднюю школу. Когда пришла пора задуматься о будущей профессии, у меня не было сомнения – буду учителем. В 1971 году поступила на историко-филологический факультет Якутского государственного университета. Счастлива, что рядом со мной всегда были творческие учителя, наставники. Я им благодарна за уроки человечности, доброты и ответственности. После окончания вуза пришла в школу, где сегодня работаю учителем русского языка и литературы.

Каждый год среди Ваших учеников есть «стобалльники» по ЕГЭ. В прошлом учебном году Ваша ученица получила 100 баллов по литературе и еще две выпускницы – по русскому языку. Вы этим гордитесь?

В первую очередь, это заслуга детей и лицея, где я работаю. Наш Республиканский лицей-интернат с момента своего основания стал своеобразным брендом качественного образования, в какой-то мере визитной карточкой образовательной системы республики. В этом году он отмечает 50-летний юбилей. Лицей за эти годы выпустил более 4000 человек, среди которых – преуспевающие бизнесмены, руководители высших органов государственной власти РС(Я), инженеры, врачи, учителя, около 120 кандидатов и докторов наук. В 2021 году лицей занял первое место в рейтинге топ-20 школ Дальневосточного федерального округа по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России.

Ваши ученики показывают высокие результаты в учебе, как удается этого достигать?

Лицеисты обучаются по шести направлениям: гуманитарному, физико-математическому, техническому и др. Я работаю в гуманитарном и политехническом классах. Среди учащихся гуманитарного класса есть призеры международных и всероссийских олимпиад по русскому языку и литературе. Буквально на днях в Москве завершился заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Моя ученица 10-го класса, Валерия Матросова, стала призером.

Готовя лицеистов к ЕГЭ, я стараюсь, чтобы высокие баллы не были результатом «натаскивания», а стали достойным завершением школьного языкового образования, столь важного для дальнейшей жизни учеников. Наши выпускники поступают в ведущие вузы страны: МГУ, МГИМО, РУДН, НГУ и другие, где им приходится учиться на русском языке и общаться со сверстниками на равных. Некоторые из них продолжают учебу в аспирантуре, защищают кандидатские диссертации.

Какими качествами должен обладать ученик, чтобы добиться успеха?

Прежде всего, он должен любить предмет, иметь аналитические способности. Чтобы добиться высоких результатов, надо много трудиться, читать, также быть готовым к выбору нестандартных путей решения заданий. Быть мобильным и креативным.

А как привить любовь к предмету?

Я думаю, через хорошие книги. Слово имеет магическую силу. Литература учит жизни, формирует мировоззрение, побуждает к раздумьям. Как говорил Н. Г. Чернышевский, «Литература – учебник жизни». Урок литературы особенный, на нем мы, учителя-словесники, должны воспитать вдумчивого читателя. Это сегодня, в век компьютерный, трудно, но это важно и нужно.

Каким должен быть современный педагог?

Современный учитель – прежде всего профессионал. А профессионалом можно стать только тогда, когда постоянно учишься, развиваешься и самосовершенствуешься. Два последних года мы работали на «удаленке», и за это время нам, учителям старшего поколения, пришлось освоить компьютерную грамотность. Современному учителю нужно еще владеть разными IT-платформами, и это не только ZOOM и WhatsApp.

Что отличает якутских педагогов от их российских коллег?

Скорее всего, что нас объединяет. Я регулярно общаюсь со своими коллегами из других городов – Читы, Брянска, Ханты-Мансийского автономного округа, Москвы. И главное, что нас роднит, – это любовь к своему делу, у всех глаза горят, когда говорим о школе, об учениках. На таких встречах я вижу людей одухотворенных, энергичных, неунывающих. Мне кажется, что они счастливы в профессии. И только счастливый учитель может воспитать счастливого ребенка.

Зоя Петровна, скажите, чем поколение советских учителей отличается от молодых?

В лицее много молодых учителей. Они на одной волне с учащимися, у них много идей, энергии, им свойственны максимализм, мобильность. Глядя на них, я вспоминаю свои первые шаги в профессии, удачи и неудачи. Мы, старшее поколение учителей, за плечами которых большой педагогический опыт, можем позавидовать тому, что они так открыты, свободны, раскрепощены.

Что Вы можете сказать о конкурсе среди учителей, приуроченном к 100-летию республики?

Я рада, что в нашей республике образованию уделяется огромное внимание. Подобный конкурс, который спонсирует АО «РНГ», свидетельствует о том, что руководство республики и бизнес стараются поднять престиж профессии учителя. И за это им большое спасибо.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности