Указом Президента России Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
Наставничество – понятие не новое для отечественной педагогической практики, хотя и несколько забытое. В последние годы наставничество становится все более популярным и востребованным в теории и практике развития и обучения персонала в бизнес-структурах. В то же время в отечественной психолого-педагогической науке и практике накоплен большой опыт взаимодействия воспитателей и воспитанников, обучающих и учеников. Идеи наставничества тесно связаны с личностно-ориентированным, личностно – деятельностным, гуманистическим подходами, с педагогикой сотрудничества, которые разрабатывались многими отечественными учеными, начиная с К. Д. Ушинского.
В далеком 1989 году коллектив Усть-Нерского детского дома стал работать в режиме эксперимента: «Создание семейного дома типа «СОС – Киндердорф». Семьи создавались по родственным связям (братья, сестры), по желанию детей, осуществлялся подбор матерей. Были созданы все условия для перехода на семейный тип воспитания, составлена и утверждена на коллегии Министерства образования РС (Я) Программа. В начале эксперимента мы начинали работать с 2 воспитателями и ночной няней. Но, в дальнейшем, отказались от этого.
Новая форма воспитания детей-сирот в условиях, максимально приближенных к семейным, в корне изменила не только образ жизни, но и самих воспитанников. Каждый ребенок получил полную гарантию социальной и педагогической защищенности, почувствовал, что о нём будут заботиться не только сегодня, но и в дальнейшей жизни. Соглашаясь работать и проживать с детьми круглосуточно, в Усть-Нерском детском доме семейного типа мамы – воспитатели становились наставниками для своих воспитанников.
Основная задача наших воспитателей – помощь в адаптации к взрослой жизни. Не секрет, какие дети поступают к нам. Озлобленные, агрессивные подростки, малыши с целым «букетом» различных заболеваний. Многие с ограниченными возможностями здоровья. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие навыков по самообслуживанию, с несформировавшимися навыками и умениями к хозяйственно-бытовому труду, не умеющие общаться с окружающими. Почти у всех воспитанников проблемы с учебой. Никому не верящие, никому не доверяющие, они с подозрением относились к каждому взрослому, опасались устанавливать с ним близкие, доверительные отношения. Вот такой ребенок поступал к нам.
Свою педагогическую деятельность я начала 1 января 1990 года воспитателем семьи Усть-Нерского детского дома, работающего по модели семейного воспитания. Опыта работы с детьми-сиротами не было. В то время моими первыми наставниками стали мудрые, опытные воспитатели: Имигинова Фаина Ильинична, Неустроева Людмила Ильинична, которые советовали мне, начинающему воспитателю, как поступить в том или ином случае и помогали моему становлению как педагога. Неоценимую методическую помощь оказывали Бит-Геворгизова О.А. (бывший директор детского дома), Лобунец А.В., работавшая в то время заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
В то время в семье воспитывались 10 детей. Семья была обеспечена всем необходимым – новой мебелью, электро и радио-аппаратурой, посудой. Стали учиться ведению домашнего хозяйства. Начинали с самого элементарного: как заваривать чай. Со временем воспитанники под руководством воспитателя научились неплохо готовить, сервировать стол. Научились ценить уют, чистоту.
Немаловажное внимание уделяли учебной деятельности. Многие воспитанники оканчивали учебный год на «4» и «5». Формировали финансовую грамотность, учили планировать свой день, решать бытовые вопросы, уметь взаимодействовать с окружающими людьми. То есть на протяжении всего периода проживания ребенка в стенах детского дома готовили его к самостоятельной успешной жизни.
Самое главное, что происходит постоянное общение ребенка с воспитателем, которое помогает немного восполнить дефицит, связанный с нарушением привязанности, получить опыт доброго воздействия со взрослым. Такой опыт хорошо влияет на эмоциональное состояние ребенка: он становится уверенней, появляется ощущение, что он кому-то нужен. Благодаря этому ребенок начинает бережнее относиться к своей жизни. Он позволяет быть себе более чувствительным, переживать эмоции, вникать в интересы и чувства других людей. При этом вклад воспитателя – наставника происходит, на самом деле, на очень важном уровне: задается новый для ребенка формат отношений, в которых он важен как личность, лично интересен кому-то и может начать доверять другому человеку. Это тот опыт, который дает возможность ребенку строить более позитивное отношение к себе, начинать верить в свои силы или в то, что он может быть нужным на этом свете. Конечно, как правило, воспитатель-наставник будет видеть постепенные продвижения ребенка в их непосредственном общении, но надо быть готовыми к любому развитию событий — объём перемен и их темп может быть крайне разнообразным.
В одной ситуации важно установить отношения наставника с подростком, потому что выпуск из учреждения является кризисным и сложным моментом. До наступления этого перелома в жизни важно успеть «укрепить» ребенка: помочь ему и с формированием отношения к себе, и с формированием опыта общения с другими людьми, с постановкой реальных целей в жизни и подготовкой к их реализации. Воспитатель становится постепенно значимым для ребенка человеком, поддерживает интересы ребенка, его склонность к изучению каких-то конкретных областей знания, ищет возможности для ребенка развивать свои склонности. Порой на основе выявленных способностей становится легче определиться с выбором профессии и дальнейшего обучения.
Исходя из собственного опыта, могу сказать, что система семейного воспитания оправдала себя. За 30 лет своей педагогической работы выпустила 40 выпускников. Из них 6 человек получили высшее образование, 13 – среднее специальное, выпускница 2020 года – студентка Искитимского медицинского училища, выпускница 2020 года – студентка Нерюнгринского Южно-Якутского технологического колледжа. Чернышов Евгений, выпускник 2014 года, окончил Сусуманский профессиональный лицей по специальности «горный мастер», успешно трудится в Оймяконском районе на золотодобывающих предприятиях, поступил в Магаданский университет по своей специальности. 13 выпускников, которые по каким-либо причинам не смогли поступить в учебное заведение или не окончили его, успешно трудятся на предприятиях республики или за её пределами. К сожалению, четверых выпускников нет в живых. Со всеми выпускниками поддерживается связь. Отслеживаем дальнейшую судьбу своих воспитанников. По-разному сложились судьбы ребят. Кто-то сумел найти своё место в жизни, а у кого-то не совсем удачно получилось войти в социум, но все выпускники с добротой вспоминают свой дом, взрослых, которые их окружали, помогали, наставляли.
Мы старались вложить в своих детей по–настоящему ценное, чем располагают окружающие их люди: заинтересованность делом, честность, неравнодушие к окружающим, умение прийти друг другу на помощь, чувство долга и ответственности перед собственной совестью, перед людьми, с которыми жили и живут бок -о- бок.
Всегда вспоминаю слова Аллы Владимировны Лобунец: «Поступай так, как ты бы поступила со своим родным ребёнком». И я стараюсь им следовать.
Примеры оценки моего труда можно прочесть в выпускница 2013 года Матаркина Александра пишет: «Живя в детском доме, меня мама научила многому, а точнее сказать: «ВСЕМУ!». Жизнь у меня сложилась хорошо после выпуска, замужем, есть сын. До сих пор теплые отношения с воспитателями и директором Людмилой Ильиничной. Я приезжаю домой в гости, уже 2 года с сыном» (орфография, пунктуация сохранены).Слова выпускницы 1996 года Исаевой Светланы (ныне сама бабушка):
«Прекрасные наши, заботливые и внимательные, добрые и милые, самые лучшие Валентина Бадмаевна, Александр Николаевич, Фаина Ильинична, Людмила Ильинична. От чистого сердца, с глубокой благодарностью хочу сказать вам «спасибо» за теплоту ваших бесценных сердец, за отзывчивость, постоянное взаимодействие. Ваш ежедневный нелегкий труд приносит достойные результаты».
Выдержки из письма Поповой Татьяны – выпускницы 1997 года: «Для меня СЕМЬЯ – это СЕМЬЯ № 5 Усть-Нерского детского дома, в котором прошло мое детство и самые счастливые и беззаботные дни моей жизни. Я бесконечно буду благодарна людям, которые создали теплую и любящую атмосферу в нашей Семье, моей Семье, так и не иначе я ее считаю до сих пор. Только сама, став мамой, я поняла, как им было непросто воспитывать 15совершенно чужих детей, разных по характеру и возрасту, детей с непростыми судьбами и только благодаря их Материнской любви, ласке и заботе вчерашние сироты обрели Семью – опору и надежду. Только благодаря тем ценностям и ориентирам, которые были заложены мне в моей Семье, я выросла счастливой, зрелой, успешной личностью».
Итак, наставничество можно трактовать как взаимоотношения старшего и младшего, более мудрого и влиятельного взрослого и ребенка с воспитательной и развивающей целью. Главная цель таких отношений – воспитание и развитие, а результатом должна стать успешная социализация воспитанника, умение управлять своей жизнью самостоятельно.
Валентина Бадмаевна Имигинова, «Отличник образования РС (Я,
«Почетный работник общего образования РФ, обладатель Гранта
Президента Р С ( Я ) в области воспитания детей – сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, Почетный ветеран
системы образования РС(Я), воспитатель ГКУ
«Оймяконский центр содействия семейному воспитанию» РС(Я)