Педагоги Якутии обсудили актуальные вопросы по развитию детей

С 24 по 25 февраля 2022 г. на базе инновационной методической площадки проекта «Одаренный ребенок»  в МДОУ Центр развития ребенка – детский сад №57 «Одуванчик» г. Нерюнгри прошла республиканская стажировочная площадка по теме«Развитие и поддержка детей в образовательной среде детского сада. STEM-лаборатория – открытое образовательное пространство дошкольников».

   Цель: овладение слушателями практических навыков использования оборудования STEM-лаборатории по образовательным модулям программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». 

В работе республиканской стажировочной  площадки приняли участие более 117 педагогов дошкольных образовательных организаций и учителей начальных классов общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия). Из них 17 педагогов  представили  практический опыт работы.

В течение двух дней педагогические работники получили возможность повысить профессиональную компетентность и овладеть практическими навыками использования оборудования STEM-лаборатории по образовательным модулям программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». 

Педагоги ЦРР – д/с № 57 «Одуванчик» представили опыт использования оборудования по всем 6 образовательным модулям программы: «Экспериментирование с живой и неживой природой», «Математическое развитие», «LEGO –конструирование», «Робототехника», “Мультстудия” Я творю мир”, игрового набора “Дары Фрёбеля”. Так же представлен опыт научно-экспериментальной деятельности с помощью цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

Педагогами МБДОУ “ЦРР – детский сад №11″ Сулусчаан” с. Намцы представлен опыт работы по образовательному модулю «Робототехника».

Педагогами детских садов  Нерюнгринского района:  ЦРР –д/с № 57 «Одуванчик», МДОУ № 46 «Незабудка»,  МДОУ № 52 «Рябинушка», МБДОУ № 17 был представлен опыт работы по использованию игрового набора “Дары Фрёбеля” в работе с воспитанниками с ОВЗ и умственной отсталостью, использование в развитии речи и познавательных процессов дошкольников.

Коллеги из МБДОУ “Детский сад № 20 “Чэчир” с. Балыктах” МР “Усть-Алданский  улус»  представили опыт по использованию STEM-подхода в образовательном процессе детского сада и реализации STEM-образования при проектно-тематическом обучении.

МБДОУ “ЦРР-дс №1 “Ньургусун” с. Верхневилюйск МР “Верхневилюйский  улус» представили обширный практический материал по использованию STEАM – технологии в математическом развитии старших дошкольников.

На второй день, 25.02.2022 г. состоялся круглый стол по теме «STEM-образование детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы» в котором приняли участие Комарова Ирина Ильинична, проректор Международной педагогической академии дошкольного образования, СОПС/ ВАВТ МЭР России, кандидат исторических наук (г. Москва) и Степанова Ольга Николаевна, к.п.н., руководитель отдела дошкольного и начального образования ГАУ ДО РС (Я) «Малая академия наук РС (Я)» (г. Якутск)

«В настоящее время мир ставит перед образованием непростые задачи – как сделать так, чтобы детям учиться было не только полезно, интересно и занимательно, но и эффективно, то есть, современное образование должно принести обозримые плоды в будущем – высокие показатели интеллекта, успешную самореализацию в профессиональной деятельности. Многие современные образовательные методики берут за основу STEАM-подход (Science/Наука, Technology/Технологии, Engineering/Инженерия, Mathematics/Математика, Art/искусство). Согласно этому подходу, дети могут изучать мир системно, вырабатывая инженерный стиль мышления, вникать в логику явлений, осваивать основы понимания окружающего мира во всем его многообразии. Также в образовании появляется все больше образовательных и воспитательных  проектов, основывающихся на подходе STEAM с теми же областями знаний с добавлением направления по искусству (Art).

Таким образом, данный подход шире подходит к обучению детей и задействует оба полушария мозга, т.е. используются возможности как логического, так и креативного мышления ребенка. Особым направлением сейчас становится формирование гибких навыков XXI века – 4К. К ним относятся коммуникация, кооперация, критическое мышление и креативность. Поэтому нам необходимо разработать свою якутскую программу по STEAM-образованию  детей с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного образования. Главным новшеством программы, возможно, может явиться нацеленность на создание «пространства детской реализации» (ПДР)  противоположного понятию «зона ближайшего развития» (ЗБР), определяющегося результативностью детской активности, а не только предметно-пространственной средой. В ПДР ребенок выступает как автор нового продукта. И конечно  образовательные организации, реализующие республиканский проект «Одаренный ребенок»[1], я думаю, с удовольствием возьмутся за ее реализацию» –  отметила О.Н. Степанова в своем выступлении на круглом столе.

Далее поступило предложение от И.И. Комаровой, проректора по науке МПАДО (г. Москва), разработать структуру якутской программы по STEAM – образованию.

В ходе диалога  на круглом столе о проблемах Стем-образования в детском саду было принято  следующее решение: с целью разработки программы  STEAM – образования для детских садов создать рабочую группу в составе:

– МБДОУ ЦРР –д/с № 57 «Одуванчик» г. Нерюнгри, МО «Нерюнгринский район»;

– МБДОУ № 46 “Незабудка” п. Серебряный Бор, МО «Нерюнгринский район»;

– МБДОУ № 52 «Рябинушка» г. Нерюнгри, МО «Нерюнгринский район»;

 – МБДОУ № 17 г. Нерюнгри, МО «Нерюнгринский район»;

– МАДОУ «Детский сад № 18 «Прометейчик» им. Т.С.Комаровой,  ГО «город Якутск»;

– МБДОУ “Детский сад № 20 “Чэчир” с. Балыктах”  МР “Усть-Алданский улус (район)”;

– МБДОУ ЦРР – д/с «Чуораанчык» г. Вилюйск МР «Вилюйский улус»