14 и 15 апреля 2022 года Министерство образования и науки РС(Я), АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II» совместно с ГКОУ РС (Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» провели Республиканскую научно-практическую конференцию «Федеральные государственные образовательные стандарты основной общеобразовательной организации: переход на ФГОС ООО третьего поколения в обучении детей с ОВЗ».
Цель данной конференции: анализ современного состояния специального образования и перспектив развития инновационных путей совершенствования; обсуждение теоретических, практических и методических вопросов перехода на ФГОС ООО третьего поколения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, осуществляющих обучение детей с ОВЗ.
Были озвучены следующие основные направления работы конференции: организационно-методические аспекты внедрения ФГОС ООО третьего поколения; использование и адаптация инновационных образовательных технологий в процессе обучения детей с ОВЗ; педагогические и психологические аспекты выявления особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ для определения индивидуального маршрута обучения и воспитания.
В конференции приняли участие в очно-дистанционном формате 46 педагогов коррекционных и общеобразовательных школ из г. Якутска, г. Нерюнгри, Нюрбинского, Вилюйского улусов. В рамках Конференции состоялось пленарное заседание, проведены секционные заседания, на которых обсуждались актуальные вопросы реализации ФГОС ООО третьего поколения при переходном периоде, психолого-педагогической поддержки и развития инклюзивного образования в системе образования Республики Саха (Якутия).
В пленарной части Конференции актуализированы приоритетные направления в контексте ФГОС ООО.
Практические аспекты введения ФГОС ООО третьего поколения при переходном периоде обсуждались в ходе работы тематических секций.
Первый тур — заочный: конкурсанты отправили в электронном варианте «Характеристику профессиональной деятельности», «Визитную карточку», «Защиту реализуемой психолого-педагогической практики». Второй тур прошёл в онлайн форме: представление своего видения в решении психологических ситуаций, происходящих с детьми или родителями.
По решению компетентного жюри были выявлены победители и номинанты по секциям:
СЕКЦИЯ № 1. «Организационно-методические аспекты перехода на ФГОС ООО третьего поколения»
Диплом победителя — Мальцева Анна Викторовна «Развитие связной речи у детей с ТНР с использованием приемов мнемотехники», ГКОУ РС(Я) «РСКШИ для обучающихся с ТНР».
Номинации:
— «Преемственность и непрерывность в обучении» — Терютина Аида Куприяновна «Преемственность работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы МОКУ С(К)ОШ-И №34 с МБДОУ Детский сад №1 «Звездочка»)», МКОУ СКОШ(И) №34 ГО «г. Якутск»
— «Реализация воспитательного компонента ФГОС ООО» — Тихонова Сардана Михайловна Прокопьева Любовь Георгиевна «Работа над дыханием на уроках музыки», ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для неслышащих обучающихся»
— «Методические аспекты внедрения ФГОС ООО» — Вертецкая Любовь Владимировна «Создание специальных условий получения образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы», МОБУ СОШ № 35 ГО «Город Якутск».
СЕКЦИЯ № 2. Использование и адаптация инновационных образовательных технологий в процессе обучения детей с ОВЗ
Диплом победителя — Андриянова Елена Иннокентьевна «Расширение коворкинг пространства ребенка особой заботы сенсорно-динамическим комплексом «Дом Совы», Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная) начальная школа- детский сад № 3, г. Нерюнгри.
Номинация «Адаптация инновационных образовательных технологий обучения детей с ОВЗ» — Сотникова Лилия Мироновна «Авторский подход психолого-педагогического сопровождения ребенка особой заботы», МБОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа- детский сад № 3», г. Нерюнгри.
Номинация «Использование инновационных образовательных технологий обучения детей с ОВЗ»- Хохолова Татьяна Викторовна «Формирование вычислительной культуры учащихся с ОВЗ на уроках математики» ГКОУ РС(Я) «РСКШИ».
Номинация «Организация инновационной образовательной среды»- Нюргусова Нюргустана Егоровна, Индеева Прасковья Петровна, Кычкина Светлана Викторовна Образовательный проект «Вместе», ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат».
СЕКЦИЯ № 3. Педагогические и психологические аспекты выявления особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ для определения индивидуального маршрута обучения и воспитания
Диплом победителя – Антонова Е.П. «Технологическая карта занятия по основам безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной деятельности на тему «Подготовка детей к действиям в условиях пожара», ГКОУ РС(Я) «РСКШИ для обучающихся с ТНР»
Номинация «Новые подходы к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся» — Иннокентьева Марина Александровна «Адаптированные задания для проведения устного итогового собеседования в 9 классе для детей с ОВЗ», МБОУ «Сэргэ-Бэсская ООШ им. М.Н. Сибирякова»
Номинация «Диагностический инструментарий выявления особых образовательных потребностей» — Герасимова Марина Робертовна «Применение нейропсихологической методики для оценивания эффективности логопедической работы в старших классах речевой школы», ГКОУ РС(Я) «РСКШИ для обучающихся с ТНР»
Номинация «Работа с родителями как фактор формирования жизненных компетенций»- Иванова Мария Васильевна, ГКОУ РС(Я) «РСКШИ»
Номинация «Внеурочная деятельность как способ формирования жизненных компетенций»:
— Петров Михаил Михайлович «Игры предков и развлечения» (мастер-класс автора программы Петрова М.М.), ГКОУ РС(Я) «РСКШИ для обучающихся с ТНР»
— Уйгурова В.Ю. «Формирование навыков метеорологических наблюдений во внеурочной деятельности у обучающихся с ОВЗ», ГКОУ РС(Я) «РСКШИ для обучающихся с ТНР».
Поздравляем всех участников конференции с достойным прохождением профессионального испытания и повышением мастерства психолого-педагогической деятельности.
По итогам работы участники Конференции отмечают следующее:
1. Представленные участниками Конференции материалы докладов, выступлений, презентаций подтверждают, что в основу реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ положены системно-деятельностный и дифференцированный подходы. В образовательных организациях республики внедряются современные технологии и механизмы реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ООО.
2. В республике сложилась система методического сопровождения, учебно-методического обеспечения инклюзивного образования посредством повышения уровня компетенций педагогов в рамках реализации образовательных программ повышения квалификации и их тематического наполнения результатами инновационного опыта, реализующегося в образовательных организациях. Возросла востребованность в реализации программ дополнительного профессионального образования по вопросам, связанным с психолого-педагогическими технологиями инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях.
3. Формируется система преемственности реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на уровне дошкольного, начального и основного общего образования; активно внедряются формы дистанционного обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ с применением цифрового оборудования.
4. В республике сформировалась многоуровневая система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения: центральная ПМПК ‒ территориальные ПМПК ‒ психолого-педагогические консилиумы (ППК) образовательных организаций.
- Бесспорным достижением действенной практики является выстраивание в республике системы непрерывного инклюзивного образования. Совершенствуется система ранней комплексной ППМС-помощи, преемственности на уровнях дошкольного, начального и основного общего образования.
«Работа конференции была очень интересной и познавательной для нас. Мы узнали много нового с переходом на ФГОС третьего поколения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Были интересные выступления по программе конференции. У нас в школе обучаются детишки всех вариантов и видов и с глухотой, и с нарушениями зрения, и с задержкой психического развития. Мы командой представили проект и показал мастер-класс педагогам», – поделилась своими впечатлениями участник конференции педагог Специальной (коррекционной) начальной школы- детского сада № 3 г. Нерюнгри Андриянова Елена Иннокентьевна.
Участники конференции выработали следующие рекомендации:
1. Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия):
— обеспечивать условия для реализации равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на получение качественного образования на всех его уровнях, во всех типах и видах образовательных организаций на территории республики, способствующих их социокультурной адаптации;
— разработать методические рекомендации по оценке инклюзивного образовательного процесса в образовательных организациях и созданию инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях;
— продолжить деятельность по реализации мероприятий, направленных на создание комплекса специальных условий получения общего, профессионального и дополнительного образования обучающимися с особыми образовательными потребностями в контексте реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования детей с ОВЗ и инвалидностью;
— расчеты финансирования школ, обучающих детей с ОВЗ в условиях инклюзии, специальных (коррекционных) школ республики с учетом инфляции;
— восстановить доплату за вредность педагогам, работающим с детьми с ОВЗ;
— утвердить модельные штатные расписания, разработанные в 2019 году.
2. Институту развития образования и повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия):
— обеспечить профессионально-общественное обсуждение новых редакций ФГОС ООО третьего поколения в целях повышения качества образовательных результатов через проведение обучающих и методических семинаров / вебинаров, тематических круглых столов, консультаций;
— разработать методические материалы для проектирования адаптированных программ основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с новыми редакциями ФГОС ООО третьего поколения;
— транслировать на курсах повышения квалификации всех педагогических специальностей результаты инновационного опыта образовательных организаций, образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития;
— обеспечить работу площадок по распространению опыта педагогов РС (Я) по внедрению и реализации ФГОС третьего поколения
3. ГБУ ДО РС(Я) «Республиканскому центру психолого-медико-социального сопровождения»:
— создать Республиканское методическое объединение педагогов специальных коррекционных школ;
— проводить выездные практико-ориентированные семинары для педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ с участием учителей, педагогов специальных-коррекционных учреждений;
— выбор модели командного взаимодействия специалистов ТПМПК с консилиумами образовательных организаций как путь к решению проблем в создании специальных условий для обучающихся с ОВЗ;
4. Органам местного самоуправления, осуществляющих управления в сфере образования муниципальных районов и городских округов:
— создавать условия для развития вариативных форм образования и психолого- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью в образовательных организациях;
— обеспечить формирование социально-психологической культуры населения с целью развития инклюзивных процессов через информационно-просветительскую деятельность и формирование толерантного отношения к проблемам детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья;
— создавать условия для психолого-педагогического сопровождения детей, испытывающих трудности в обучении, развитии, социальной адаптации;
5. Руководителям и педагогическим работникам общеобразовательных организаций:
— продолжить работу по совершенствованию локальной нормативной правовой базы введения и реализации ФГОС ООО;
— с целью раннего выявления трудностей в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации укомплектовать образовательную организацию квалифицированными специалистами – дефектологами, специальными психологами;
— активизировать работу по воспитанию и организации досуга обучающихся с ОВЗ, формированию у детей способности к объективной оценке действительности, умению противостоять отрицательному давлению;
— обеспечить эффективное взаимодействие учителя, социального педагога, педагога-психолога, учителя-дефектолога, медицинских работников и других специалистов, работающих с детьми, испытывающими трудности в обучении, в процессе образовательной и коррекционной деятельности;
— специалистам служб психолого-педагогического сопровождения активно использовать при проведении консультаций и оказании помощи дистанционные технологии (дистанционные консультации, видео консультирование), включить их в список услуг, оказываемых в образовательных организациях, расположенных в удаленных районах автономного округа, при оказании ранней помощи «неорганизованным» детям
— обеспечить формирование систем внутренней оценки качества образования на принципах соответствия внешним подходам и процедурам оценивания этого качества, организовать систематическое повышение квалификации педагогов в области оценки качества образования;
— создавать условия для внедрения здоровьесберегающих технологий при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ и организации образовательного процесса для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;
— способствовать созданию условий для успешного профессионального самоопределения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей — инвалидов;
— осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процесса развития инклюзивного образования;
— содействовать активному участию педагогических работников в региональных конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях, тематических семинарах, стимулировать представление накопленного инновационного опыта по различным направлениям реализации ФГОС;
— акцентировать внимание педагогов дошкольных образовательных организаций на необходимость освоения и внедрения образовательных технологий, обеспечивающих развитие ребенка в разных видах деятельности через организацию развивающей предметно- пространственной среды;
— поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей и авторитета родителей, защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами.
По больше фото смотрите в нашей фотогалерее