ШЕСТАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ШКОЛА-КОНКУРС
В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ «ПОРТРЕТ ТВОЕГО КРАЯ»
проходит при поддержке Совета Федерации ФС РФ
Авторы концепции, теоретической и методической основ школы-конкурса –
российские ученые с мировыми именами Владимир Александрович Фомичев,
Ольга Святославовна Фомичева (авторы монографии 2020 г. «Образование с фокусом
на воспитании в обществе знаний»)
Первый этап – муниципальный/региональный состоится в городах и сельских поселениях Российской Федерации с 7 февраля по 17 апреля 2022 года (принимаются также работы независимых желающих), второй завершающий этап – с 25 апреля по 25 мая 2022 года. Участие бесплатное.
«Портрет твоего края» – это деликатная возможность для ребенка в возрасте от 7 до 18 лет рассказать о красоте и своеобычности своего края, который является для него малой родиной, ощутить свои корни, осознать себя звеном в цепи поколений, всмотреться в свой мир и дать свой взгляд, найти свой ракурс самых замечательных или никем не замеченных граней образа своего региона, о которых, по его мнению, следует знать всем, чтобы могла быть сформирована полнота образа страны.
Шестая Всероссийская школа-конкурс «Портрет твоего края» проходит по пяти трекам: участникам предстоит поразмышлять, всмотреться в свой мир и рассказать в очерке / эссе о своем личном взгляде, описать свой личный опыт, учитывая вопросы к выбранному треку:
к треку «ПОРТРЕТ ТВОЕГО КРАЯ» (для школьников от 14 до 18 лет):
- что именно есть в твоём городе, селе, крае, что способствует формированию твоей личности, твоего характера?
- как твой родной город, село, край помогает тебе лично для себя понять, прояснить важное, сделать собственный выбор?
фрагменты из очерков победителей 2017-2021 гг.
«Человек в ответе за свои поступки, за свои слова и даже мысли! И сейчас я вдруг осознала, какая высокая ответственность лежит на мне – ведь от того, какую картину я сейчас нарисую, зависит судьба целого города, а также моя и будущих потомков» (Маша Агафонова, г. Норильск, 11 класс)
***
«Город мой – рояль в оркестре страны: инструмент суровый и гордый. Рядом с таким главным инструментом играет одинокая скрипка-Миасс… На юге стоит Магнитогорск-контрабас, дающий мощное и поистине глубокое звучание оркестру. Но какими бы ни были разными люди, звуки или настроения, всегда есть что-то общее, объединяющее всё живое в одно произведение. Такое определение подходит к моему родному городу, Челябинску. Как бы ни был странен и непонятен он приезжему человеку, мой город будет иметь особо точный и явный голос в звучании оркестра страны». (Егор Кочубей, 17 лет, г. Челябинск).
к треку «ПРИРОДА, МИР, ТАЙНИК ВСЕЛЕННОЙ» (для школьников от 7 до 18 лет):
- какие явления природы стали яркой метафорой и помогли понять разные жизненные ситуации?
- как природный мир открыл для тебя разнообразные отношения между людьми, стал советчиком, т.е. помог определить линию собственного поведения?
фрагменты из очерков победителей 2020-2021 гг.
«Случалось ли вам заблудиться? Идёте куда-то и вдруг понимаете, что дороги не знаете? А разве можно заблудиться в мыслях? В мыслях ведь нет дорог и путей. Мысли – как комок спутанных нитей, наверное. Но мысль может быть и нежно смотана в клубок, а может и вовсе быть вплетена с другой мыслью в косичку. Клубок, и особенно косичку, плести гораздо дольше, чем небрежно скомкать нить. Получается, если нити – это как будто мысли, то нужно потратить время на их обдумывание, на скручивание их в аккуратный клубок, чтобы не отнестись небрежно и неуважительно к себе и к самим мыслям… Аккуратный клубок мыслей, как волшебный клубочек из сказок, может вывести вас из самого дремучего леса». (Александра Галицкая, 13 лет, г. Москва)
***
«Посмотри: это похоже на страницу из тетради, дождь оставляет своими струями тонкие строчки на этом листе.
– Если этот огромный лист – жизнь… То всегда есть выбор, каким почерком исписать этот лист – красивым и ровным. Или наляпать кляксы. Всегда есть выбор!
(Дэурен Журкабаев, 11 лет, Оренбургская область)
к треку «ОДНА ПОБЕДА, КАК ОДНА ЛЮБОВЬ, ЕДИНОЕ НАРОДНОЕ УСИЛЬЕ» (для школьников от 7 до 18 лет)
- фрагмент какого произведения о Великой Отечественной войне наиболее полно отвечает твоим мыслям и чувствам об этом историческом событии?
- что в поступках людей того времени, в их характерах находит отклик в твоей душе и заставляет тебя сегодняшнего размышлять и определять для себя как важное?
фрагменты из очерков победителей 2020-2021 гг
«Для меня очень важно, что Гуля Королева всегда, во всех обстоятельствах и даже в бою с врагом оставалась человеком, сутью которого является достоинство, честь, вера, любовь к своим товарищам и к Родине. В этом проявляется ее любовь к миру и человеку. Не ненависть, а любовь, которая подняла товарищей в атаку, которая, как маяк, светит всем достойным людям, чтобы не сбиться с пути и не дать злости победить человеческое в человеке, не дать проснуться зверю. Прочитав книгу о Гуле Королевой, я полагаю, что нужна очень большая работа души, чтобы любить. Любовь всегда деятельна, ты должен делать поступки» (Катя Фомичева, 9 лет, г. Москва)
***
«Дневник Тани Вассоевич перекликается с тем, что писала пережившая блокаду поэт Ольга Берггольц. Они – наши ровесники, оказавшиеся в страшных событиях… дети войны, не озлобились, они горячо и страстно любили жизнь, свою Родину. Я не знаю, как повел бы себя я на их месте. Но ниточка, связывающая меня с моими сверстниками, пережившими страшные военные годы, не должна оборваться, должна удержать нас от будущих войн, чтобы не оборвался мир. И я мечтаю быть их “наследником по прямой”.»
(Данила Макаров, 8 лет, г. Москва)
к треку «СКАЖИ СПАСИБО!» (для школьников от 7 до 18 лет)
- что в личности другого человека тебя восхитило (черты его характера, поступок, профессионализм)?
- за что ты хотел бы выразить ему благодарность, что понял, чему научился, что ты можешь воспринять для себя как пример?
фрагменты из очерков победителей 2017-2021 гг.
«…Когда я был младшим ребенком в семье (у меня есть старшая сестра), мне казалось, что всё так и должно быть: мама будит по утрам, папа строит на зарядку и подбирает для меня гантельки, сестра делит конфеты поровну на завтраке. Потом у меня появились три младших брата – но изменился разве только вес гантелей. Мама также будит по утрам, папа строит на зарядку, сестра делит все конфеты поровну. Для своих младших братьев я стал старшим и отвечаю за них. Со временем я понял, что ответственность – это не просто отвечать за кого-то. Это возможность развивать чувство глубокой сознательности у подрастающего поколения. Этому научили меня мои родители.»
(Алексей Гунин, 16 лет, г. Нижний Новгород)
***
«Я бы хотел сказать «спасибо!» Дмитрию Александровичу Хворостовскому, чей пример вдохновил меня на принятие решения профессионально заняться вокалом. Дмитрий Александрович является для меня непререкаемым примером. Слава не превратила его в сноба: главной движущей силой Хворостовского были скромность, трудолюбие и невероятно критичное отношение к себе. Его пример помогает мне не сворачивать с намеченного пути, и я точно знаю – все получится!» (Насонов Артем, 12 лет, г. Воронеж).
к треку «НЕ ЖИЗНИ ЦЕЛЬ, А СВЕТ ПРЕДНАЗНАЧЕНЬЯ» (для школьников от 7 до 18 лет)
- почему важно найти, какая область деятельности помогает человеку лучше понять себя, выразить свои способности, а значит помогает становлению личности?
- как вы прикладываете значительные усилия, чтобы понять, какие черты характера и знания в каких областях человеческой деятельности потребует от вас становление в этой профессии на какие, может быть, самоограничения вы, возможно, должны пойти?
фрагмент из очерка победителя 2021 г.
Определить свой жизненный путь непросто. Нужно тщательно взвесить свои интересы и желания, готовность двигаться в выбранной сфере и развиваться в ней. Но призвание не должно быть поставленной целью, без учета своего характера, качеств, божьей искры. Призвание – все равно что творчество. Оно не должно быть лишь для самопознания, а должно приносить пользу окружающим… Благодаря детям я уверена, что сделала правильный выбор и в будущем не пожалею о содеянном. У меня есть мечта и я не пойду зарабатывать ради материальных благ, моя задача – отдавать себя детям, помогать и учить их, в этом заключается моя гражданская позиция.
(Екатерина Малаева, 17 лет, г. Москва)
На сайте школы-конкурса http://xn--80addedeo5cat1j.xn--p1ai/shkola-konkurs-portret-tvoego-kraya/
- Методическое сопровождение для каждого трека
- Положение о проведении школы-конкурса «Портрет твоего края»
- Описание всех треков / дана постановка задачи
- Аналитический обзор с примерами конкурсных работ победителей
На первом этапе участникам предлагается подготовить конкурсную работу (очерки и эссе) в любом треке, выразив собственный взгляд, позицию, и представить работу жюри на муниципальном/региональном этапе. Для подготовки конкурсных работ участнику/учителю предлагается методическое сопровождение.
На втором завершающем этапе Жюри школы-конкурса оценивает, рецензирует и награждает Дипломами (по эл. почте) лучшие работы победителей первого этапа, заявленные авторами на второй этап. Из самых ярких работ победителей школы-конкурса будет собран портрет единой страны на выставке в Совете Федерации ФС РФ (июнь 2022 г.) Их авторы награждаются благодарственным письмом сенатора РФ.
Правила оформления конкурсных работ см. на сайте школы-конкурса.
Конкурсные работы принимаются по эл. почте stukalovast@mail.ru
Приглашаем школьников принять участие
в Шестой Всероссийской детской творческой школе-конкурсе «Портрет твоего края» и сделать портрет страны более полным и ярким
Организаторы
Контактная информация
сайт школы-конкурса:
http://xn--80addedeo5cat1j.xn--p1ai/shkola-konkurs-portret-tvoego-kraya/
координатор школы-конкурса (Москва):
Стукалова Светлана Тимофеевна,
сопредседатель жюри школы-конкурса, кандидат философских наук
e-mail: stukalovast@mail.ru
тел. 8 (903) 792-87-31