1 апреля 2022 года министр образования и науки Республики Саха (Якутия) Ирина Любимова встретилась с корреспондентами республиканских средств массовой информации, которым рассказала об актуальных вопросах образования республики.
Первый вопрос, который затронула министр это государственная итоговая аттестация 2022 года.
Одной из основных особенностей этого года является перенос на осень выпускных проверочных работ, которые раньше всегда проводились перед государственной итоговой аттестацией школьников. Ирина Павловна отметила, что в этом году уделяется особое внимание подготовке школьников, в том числе психологической.
«Уделяем особое внимание тому, чтобы учителя активно готовили детей к экзаменам в эти дни. Хорошо, что коронавирус отступает, и школьники уже второй месяц находятся на очном обучении. Сейчас у нас финишная прямая, остались последние месяцы. Особое внимание уделили психологической подготовке детей», — сказала она.
Это связано с тем, что в этом году ЕГЭ сдают 11-классники, у которых два года назад не проводился ОГЭ после 9 класса. Напомним, что в 2020 году основной госэкзамен отменили из-за пандемии. Помимо этого, нынешние выпускники школ прошли обучение по новому федеральному государственному образовательному стандарту.
«В этом году ЕГЭ сдают 11-классники, которые не имели опыта сдачи экзамена в кабинетах и заполнения экзаменационных бланков. А также все 11 лет они учились по новому стандарту, поэтому контрольные измерительные материалы (КИМ) в этом году совсем другие. Они прошли подготовку совсем по другой программе. В этом плане также есть особенность сдачи этого года», — рассказала она.
Всего по Якутии единый госэкзамен будут сдавать 8 513 человек, из них 7 920 — выпускники этого года, а остальные — выпускники прошлых лет. Всего организовано 230 пунктов проведения ЕГЭ в республике, 10 из них особые: 3 в исправительных колониях и 7 пунктов на дому, в основном для детей с ограниченными возможностями здоровья. Допуск к ЕГЭ получили 98,5% выпускников. Обязательными предметами остались русский язык и математика в двух уровнях по выбору: базовый или профильный. Как и всегда, будет три периода сдачи: досрочный, основной и дополнительный. Министр также напомнила, что результаты ЕГЭ действуют четыре года, то есть в этом году действуют результаты с 2018 года.
Что же касается проведения основного госэкзамена для выпускников 9-го класса, то в этом году условия проведения будут такими же, как для 11-классников.
«Никогда таких изменений не было. В этом году федеральное изменение заключается в том, что мы КИМы распечатываем сразу в аудиториях, все под видеонаблюдением, и все материалы получаются и отправляются по интернету — условия такие же, как для выпускников 11-х классов», — объяснила Любимова.
В республике подготовлено 312 пунктов проведения ОГЭ, которые на сегодня уже полностью оснащены необходимым оборудованием. Всего в Якутии ОГЭ будут сдавать 11 457 школьников. Перед допуском к основному госэкзамену проводились итоговые собеседования, в которых приняла участие 541 школа республики — допуск получили 99,6% детей.
«Это хороший показатель. Учащиеся из оставшегося процента не получили допуск по уважительным причинам. Для них есть еще дополнительный период пройти собеседование — 16 мая. Таким образом, мы 100% всех детей допускаем к экзаменам. Очень важно, чтобы ни один ребенок не остался вне зоны внимания», — добавила министр.
В этом году нет больших изменений технологического характера, но при этом в условиях осталось обязательное ношение масок, использование дезинфицирующих средств и обработка кабинетов. В последние годы по всей стране проводят мониторинг условий проведения экзаменов, и Якутия все эти годы находится в зеленой зоне.
«Это значит, что мы прозрачно и честно проводим государственную итоговую аттестацию. Есть онлайн- и офлайн-наблюдение. В республике не было фактов грубого нарушения правил проведения экзаменов», — заключила Ирина Любимова.
Далее министр рассказала о системе воспитания республики: «Все образовательные организации, включающие дошкольные учреждения и учреждения среднего профессионального образования работают по единой системе воспитания. Мы обновили свой региональный компонент – это программа воспитания «Эркээйи эргиирэ». Мы ведем работу так, чтобы воспитательный процесс велся не только во внеурочное время, но и на уроках. Особое внимание мы уделяем патриотическому воспитанию детей. Поэтому приняли концепцию гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи», – рассказала Ирина Павловна.
В республике долго шла разработка концепции гражданско-патриотического воспитания детей.
«После обсуждений на всех уровнях утвердили в марте эту концепцию. Все районы республики также разработали свои планы патриотического воспитания. Особое внимание уделяем урокам истории и обществознания. Проводятся классные часы в связи с политической ситуацией в мире. Из министерства просвещения нам отправляются готовые уроки, чтобы довести до каждого ребенка правдивую информацию», — добавила министр.
Далее министр рассказала об организации горячего питания в школах республики. Она проинформировала, что по данным мониторинга организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях в текущем учебном году горячее питание получают 148 450 обучающихся (98% от общего количества обучающихся). Двухразовым охватом горячим питанием обеспечено 62 346 детей (42%).
Ирина Павловна сказала о том, что на данный момент разрабатывается проект по совершенствованию процессов организации питания в дошкольных и общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия) в рамках выполнения критериев бережливого управления на 2022-2023 гг. Основные механизмы реализации проекта:
1. Поддержка среднего и малого предпринимательства. В целях обеспечения бесперебойного завоза продуктов, дошкольного и школьного питания и профилактики роста безработицы поддержка в виде снижения или освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога. В республике всего 44 организаторов питания по аутсорсингу, 1856 поставщиков питания.
2. Разработка и внедрение проекта по развитию пришкольных участков и сбору дикоросов для снабжения школьных столовых в Республике Саха (Якутия). Развитие пришкольных участков и сбор дикоросов для снабжения школьных столовых. Рассмотреть возможность выделения образовательным организациям земельного участка для разведения огорода. В целях максимального самообеспечения образовательных учреждений продуктами питания рассмотреть возможность создания подсобного хозяйства при школах.
4. По соглашению взаимодействовать крестьянским хозяйствам, получающим государственную поддержку, с образовательными организациями на взаимовыгодных условиях.
5. Проработать возможность замены продуктами местного производства. Разработать механизм замены блюд на равнозначную по питательности местную продукцию.
6. При отказе поставщиков услуг организации питания (аутсорсинг) от предоставления услуги в связи с увеличением цен на продовольственные товары рассмотреть возможность открытия Комбината питания.
В конце встречи министр ответила на вопросы корреспондентов о концепции патриотического воспитания, о стимулирующих выплатах учителям, об обучении родного языка в школах республики.
Пресс-служба Минобрнауки РС (Я) по материалам ysia.ru