Феодосия Габышева вспоминает годы работы на посту министра образования Республики Саха (Якутия)

К 100-летию Министерства образования и науки РС(Я)

 

Начало двухтысячных годов – время смелых инициатив и активных действий, которые удалось воплотить через целевые программы, разработанные на основе анализа состояния региональной системы образования:

– «Образование: расписание на завтра. Приоритетные направления развития системы общего образования Республики Саха (Якутия)»;

– «Строительство школ в сельской местности Республики Саха (Якутия)»;

– «Обеспечение пожарной безопасности объектов образовательных учреждений»;

– программа по языковому строительству;

– «Развитие воспитания детей и молодежи Республики Саха (Якутия)»;

– «Будущее в наших детях»;

– Президентская программа «Семья и дети Республики Саха (Якутия)»;

– Обеспечение жильем молодых специалистов» и т.д.

Далее большинство из них были логически продолжены в приоритетных национальных проектах по направлениям:

– «Стимулирование инноваций в сфере образовании»;

– «Подключение школ к Интернету»;

– «Поддержка талантливой молодёжи»;

– «Дополнительные выплаты за классное руководство»;

– «Поощрение лучших учителей»;

– «Поставка школьных автобусов в сельскую местность»;

– «Укомплектование школ учебным оборудованием», а затем и комплексных проектах модернизации образования.

 

Я как член Совета при федеральном министре представляла и отстаивала интересы десяти субъектов Дальневосточного федерального округа.

Хорошую школу мы прошли и по международному сотрудничеству, ряд совместных проектов с ЮНЕСКО по кочевому образованию, дошкольному образованию, языковой политике и т.д.

В 2001 году начался широкомасштабный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, касающийся и профильного обучения, разработки стандарта общего образования. Якутия в числе десяти субъектов стала экспериментальной площадкой по введению профильного обучения в школах. Успешному внедрению национально-регионального компонента способствовал Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия), утверждённый постановлением Правительства в 2005 году. Таким образом, при небывалом подъёме творческой активности педагогов удалось обеспечить настоящую вариативность содержания образования. Мощный импульс развития получили инновационные школы: Сеть Президентских школ, Союз агропрофилированных школ, Ассоциированные школы ЮНЕСКО, специальные (коррекционные) школы и т.д.

 

Сегодня считаю своим долгом вспомнить имена тех, кто был рядом на профессиональном пути.

Особо отмечаю межведомственное сотрудничество, министры высоко держали планку члена Правительства, хорошо понимали персональную ответственность за вверенное дело. Был налажен тесный контакт с Президентом Вячеславом Анатольевичем Штыровым, который хотя и давал свободу действий, всегда спрашивал по всей строгости. Перед каждым учебным годом в министерстве встречались с Председателем Правительства Егором Афанасьевичем Борисовым. Протокол этих встреч находился всегда под обоюдным неусыпным контролем, было исполнено много реальных дел. А сколько миллиардов получали за счёт защиты проектов и программ на федеральном и республиканском уровнях!

Всегда добрым словом вспоминаю министра строительства Дереповского Сергея Яковлевича, его заместителя Расторгуева Владимира Васильевича, министра имущественных отношений Ефимова Виктора Петровича, министра здравоохранения Александрова Вячеслава Лаврентьевича, министра экономического развития Стручкова Алексея Александровича министра финансов Новикова Вадима Аркадьевича и других.

Одним словом, это была единая команда, нацеленная на решение общих проблем. С высоты прожитых лет кажется, что мы всегда работали с огоньком, инициативой, энергично. С большим удовольствием называю министерских коллег, с которыми посчастливилось работать:

– министры – Жирков Егор Петрович, Голиков Иннокентий Алексеевич, Михайлова Евгения Исаевна;

– заместители министров – Андреев Георгий Петрович, Соловьев Петр Николаевич, Федоров Михаил Прокопьевич, Кычкина Антонина Анатольевна, Никифорова Евдокия Павловна, Владимиров Афанасий Семенович, Петров Василий Васильевич, Кондратьев Эдуард Владимирович и др.;

– начальники управлений – Сивцева Надежда Семеновна, Саввинов Трофим Трофимович, Петрова Галина Петровна, Чоросова Ольга Марковна, Петров Алексей Кузьмич, Григорьев Иннокентий Юрьевич.

 

Так же искренне благодарю за совместную плодотворную работу коллег-начальников ключевых отделов: Брызгалову Саргылану Матвеевну, Карамзину Надежду Шиндикеевну, Андросову Раису Герасимовну. И, конечно же, коллег по родному отделу обеспечения непрерывности содержания общего образования. Когда я пришла в министерство из якутского филиала НИИ Национальных школ Министерства просвещения Российской Федерации, то попала под наставничество уважаемой Петровой Тамары Ивановны. А какой был подъем в годы реализации Концепции развития национальных школ! С каким энтузиазмом работали временные творческие группы по созданию учебников регионального компонента. Было большой честью попасть в такие группы. В небольшом кабинете Службы учебно-издательского обеспечения работа кипела с утра до позднего вечера – авторами учебников, пособий становились известные писатели, учёные, преподаватели университета, методисты, учителя. Учебно-методический совет работал как весьма важный востребованный орган. Высоко ценю вклад Ситниковой Натальи Васильевны, Сивцевой Марины Васильевны, Платоновой Марианны Васильевны, Гуляевой Анны Родионовны, Захаровой Ларисы Васильевны в становление регионального учебного книгоиздания. Сотрудничество с местными и федеральными издательствами было поставлено должным образом: слаженно, чётко. В развитии дошкольного образования огромен вклад Колосовой Елены Николаевны.

 

Не могу не вспомнить коллег-подруг, с которыми вместе шли по жизни, трудились, дружили. К сожалению, сегодня их нет рядом с нами:

– Петрова Маргарита Константиновна;

– Афанасьева Галина Афанасьевна;

– Никифорова Марина Васильевна;

– Томская Светлана Ивановна.

Каждая из них была профессионалом своего дела, это подтвердят все, кто с ними общался. Память о них жива, пока мы помним о них.

Сколько масштабных запоминающихся событий, международных, всероссийских, республиканских мероприятий произошло за эти годы – различные форумы, съезды учителей и педагогической общественности, олимпиады школьников, Ленский образовательный форум и т.д.

 

Считаю, что не может быть выше оценки общественности республики, назвавшей меня «народным министром». На данном этапе как народный депутат, председатель профильного комитета и дальше занимаюсь вопросами образования, воспитания в законодательной сфере. Периодически приводится в соответствие с федеральным законодательством республиканский закон, разрабатываются новые законопроекты. Теоретический багаж, управленческие знания, учет позиций общественности позволяют глубоко проработать инициативы, анализировать эффективность и жизнеспособность принимаемых решений. Убеждена, никогда нельзя останавливаться на достигнутом, принимать вызовы времени и идти вперёд к новым высотам.

Нынешнему поколению министерских работников желаю, чтобы вы впоследствии так же гордо, достойно отзывались о своей работе, высоко несли планку государственных гражданских служащих и самое главное – чтоб о вас с уважением и благодарностью вспоминали за реальные дела во благо родной Якутии.

Еще раз с вековым юбилеем, дорогие коллеги!

 

Феодосия Васильевна Габышева,

министр образования Республики Саха (Якутия)

(2003-2010 гг., 2014-2016 гг.),

заместитель Председателя Правительства

Республики Саха (Якутия) (2010-2014 гг.),

председатель постоянного комитета Государственного Собрания

(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации

и делам общественных организаций (с 2018 г.),

доктор педагогических наук, профессор

 

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности