Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре, СМИ, и делам общественных организаций Феодосия Габышева в радиопередаче ГТРК «Саха» «Тема дня» прокомментировала предложения Владимира Путина, которые он внёс в рамках Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
В первую очередь, народный депутат коснулась предложения Президента о создании государственного фонда по поддержке участников СВО и их семей. «У нас в числе первых из субъектов был создан единый центр, который координирует все вопросы. В республике сформирован достаточный опыт создания некоммерческих фондов. Целевой фонд будущих поколений, Национальный фонд «Барҕарыы» («Возрождение)» оказывают всемерную поддержку участникам специальной военной операции.
Феодосия Васильевна также остановилась на некоторых моментах перспективного развития отечественного образования: «Президент определил много ключевых задач по поддержке семьи, борьбе с бедностью, повышению доходов населения, созданию рабочих мест, предпринимательской деятельности и т.д. Во всех сферах основную роль играют кадры. Он обратил внимание на подготовку кадров, начиная со среднего профессионального образования. Наш глава Айсен Николаев возглавляет рабочую группу комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Образование». Сегодня в стране работает свыше 3600 колледжей, в которых обучается более 3 млн. молодых людей, трудятся 360 тыс. педагогов и мастеров производственного обучения. Современное общество перестало считать высшее образование единственным путём к достойной карьере и зарплате. Система среднего профессионального образования – инвестиционная составляющая экономики, выпускающая кадры для инновационного развития страны. Время требует внесения изменения в реестр номенклатуры профессий и квалификаций, решения вопросов создания инфраструктуры, ликвидации цифрового неравенства. В рамках проекта «Профессионалитет» вкладываются большие средства в эту сферу. Работодатели должны стать ключевыми партнёрами не только в подготовке кадров, но и в наполнении учебных программ. Самое главное – трудоустройство выпускников. По статистике, около 40% молодежи, получившей среднее профессиональное образование, испытывают сложности при трудоустройстве. В этом году, объявленном Годом педагога и наставника, необходимо уделить внимание наставникам, оказывающим реальную помощь при прохождении производственной практики», – отметила она.
Продолжая вопрос подготовки кадров, председатель профильного комитета коснулась проблем в прогнозировании кадровых потребностей: «Необходимо актуализировать сотрудничество власти, бизнеса и образовательных учреждений. В республике заказы на перспективу должны размещать 750 крупных работодателей. Анализом потребностей в кадрах с учётом стратегии развития региона на среднесрочную и дальнесрочную перспективу занимается Государственный комитет по занятости населения, есть закон о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования. Ежегодно заранее определяется, какие специальности больше востребованы на рынке. В целях поддержки выпускников планируем внести в законодательство изменения, позволяющие им за год до получения специальности заключить договор с работодателем.
Сейчас молодёжь всё больше привлекают рабочие профессии. Если в 90-х годах только 5% выпускников школ поступали в учреждения среднего профессионального образования, то сегодня этот показатель равен 40%. Такая тенденция свидетельствует о том, что пришло понимание: нужны рабочие кадры высоких компетенций. Например, с 2018 года по программе «Местные кадры – в промышленность» в АЛРОСА поступили на работу более 10 тысяч якутян. В компании есть хороший опыт наставничества и адаптации молодых специалистов. В Горном улусе запущен проект «Передвижной учебно-строительный комбинат». Молодежь, не уезжая из дома, может выучиться на сварщика, каменщика, бетонщика, штукатура, маляра».
Далее народный депутат подчеркнула, что возвращение к традиционной системе подготовки в вузах будет происходить постепенно. «Россия присоединилась к Болонской системе образования в сентябре 2003 года. В 2007 году подписан закон о введении в систему высшего образования бакалавриата и магистратуры. При переходе на Болонскую систему образования были поставлены задачи стандартизации высшего образования в глобальном мире и доступности образования в единой системе. Не все вузы полностью перешли на эти стандарты. С нового учебного года предстоит постепенный переход на традиционную отечественную систему. Мы уверены, что реформа пройдёт без больших потерь», – отметила Феодосия Габышева.
Источник: Пресс-служба Ил Тумэна