Образовательные программы должны учитывать запросы на специалистов
На 569-м заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» обсудили совершенствование системы высшего образования», в том числе реализацию пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования.
«В пилотном проекте принимают участие шесть образовательных организаций высшего образования. Он реализуется по 113 специальностям и направлениям подготовки, из которых 54 – уровня базового высшего образования, 18 – уровня специализированного высшего образования (магистратуры), 41 – уровня профессионального образования (аспирантуры). В 2024/25 учебном году он будет реализовываться уже по 173 специальностям и направлениям подготовки», — сообщил министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков.
Он отметил, что отобранные для пилотного проекта специальности и направления подготовки являются приоритетными и относятся в том числе к математическим и естественным наукам, инженерному делу, технологиям и техническим наукам, наукам об обществе, образованию и педагогическим наукам.
В то же время, как отметили участники заседания в ходе обсуждений, вопрос дефицита квалифицированных кадров практически во всех отраслях экономики и социальной сферы остается актуальным.
По мнению главы Минобрнауки, высшее образование должно удерживать баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях меняющихся задач на рынке труда, для этого необходимо обеспечить гибкость образовательных программ в зависимости от отрасли, профессии и запроса на тех или иных специалистов.
«У нас огромная страна, большое разнообразие региональных, отраслевых условий. Различаются требования работодателей к выпускникам, их знаниям умениям, навыкам. Поэтому нужно дать возможность вузам гибко настраивать свои программы, вводить на старших курсах различные специализации», — сказал глава ведомства.
Заслушав доклад Валерия Фалькова, сенаторы рекомендовали провести апробацию новых форматов взаимодействия образовательных организаций высшего образования с организациями реального сектора экономики и сферы услуг с целью разработки актуальной модели подготовки кадров.
Также законодатели заявили о необходимости рассмотрения возможности внесения в законодательство Российской Федерации изменений в части совершенствования подходов к финансовому обеспечению реализации образовательных программ высшего образования, а также в части соотношения требований, содержащихся в самостоятельно разрабатываемых федеральными государственными образовательными организациями высшего образования образовательных стандартов по образовательным программам высшего образования, и требований, содержащихся в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования.
Сенатор Российской Федерации Сахамин Афанасьев предложил создать методологическую базу, определяющую особенности взаимодействия участников пилотного проекта межведомственного и межрегионального характера, например, на базе Высшей школы музыки (институт) Якутии имени В.А. Босикова.
«Перечень образовательных организаций – участников пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования, определен указом президента страны. В настоящий момент расширение перечня не планируется, но и вместе с тем, другие образовательные организации могут принимать участие в пилотном проекте в рамках сетевого взаимодействия с образовательными организациями – участниками пилотного проекта. Считаю, что показатели пилотной эффективности, накопленные и апробированные в рамках реализации пилотного проекта практики, в дальнейшем определят эффективность проекта с точки зрения последующего использования результатов его пилотного внедрения в условиях регионов», — отметил сенатор.
Автор: Лана Александрова.