Развитие технологий влияет не только на рынок труда, но и на сферу образования. Новые технологии прочно вошли в нашу жизнь, изменив привычный уклад вещей и обогатив рынок труда новыми профессиями. Дистанционное электронное обучение и технологии видеоконференцсвязи получили беспрецедентное широкое распространение среди жителей нашей страны и республики в период пандемии COVID-19. И хоть цифровизация образования началась в России с 2010 года, именно за последние три года школы, средне-специальные и высшие учебные заведения массово перестроились на цифровые технологии, позволяющие проводить онлайн-обучение. За этот период произошло колоссальное развитие платформ, сервисов и ресурсов дистанционного образования.
Что представляют собой профессии будущего?
Профессии будущего появляются вместе с новыми технологиями и находятся на стыке нескольких дисциплин. Они дополняют или заменяют существующие профессии.
Например, уже сегодня появилась профессия оператора беспилотных летательных аппаратов — дронов, а также появилось большое количество новых профессий, связанных с развитием IT-сферы — и это не только программисты-разработчики, но и онлайн-консультанты, контент-менеджеры, менеджеры маркетплейсов.
Среди профессий будущего — онлайн-врач, специалист в области регенеративной медицины, инженер-генетик, архитектор «зеленых» городов, киберполицейский, специалист по обработке данных.
Перемены в сфере образования
Как сообщила министр образования Республики Саха (Якутия) Ирина Любимова, в регионе создан Центр опережающей профессиональной подготовки, призванный помочь школьникам с выбором будущей профессии и сформировать у них интерес к той или иной деятельности. «В рамках проекта «Первая профессия» Центр проводит бесплатное профессиональное обучение и мастер-классы по востребованным IT-направлениям. В Якутии с 2020 года по данному проекту обучено и охвачено свыше 5 тысяч учащихся. Здесь школьники и их родители могут бесплатно пройти профориентационные тесты и игры и узнать подробно о профессиях будущего», — рассказала Ирина Любимова.
Кроме того, в республике функционирует программа «Билет в будущее» — программа ранней профориентации обучающихся 6-11 классов, которая помогает подросткам решить сложную задачу выбора будущей профессии. Так, в 2022 году участниками программы стали 7818 школьников, приняли участие в профориентационных уроках — 5371, прошли диагностику — 6180.
Родители российских школьников могут контролировать успеваемость своих детей с помощью электронных дневников, во время вынужденных карантинов обучение не прерывается, а проводится онлайн с помощью различных приложений.
В последние годы вузы в нашей стране широко внедряют информационные системы — университеты создают собственные сервисы, порталы и приложения, удобные личные кабинеты для студентов и сотрудников, что позволяет достаточно полно использовать новые технологии в процессе обучения.
Современный рынок труда и требования к профессионалам будущего
В настоящее время рынок труда рассчитан на людей, умеющих взаимодействовать с техникой. Учитывая то, с какой скоростью развиваются технологии и как растет потребность в новых программных продуктах, работающим людям необходимо постоянно повышать уровень своих знаний и навыков. И хоть навыки у людей разных профессий достаточно сильно разнятся, есть особые надпрофессиональные умения, ценность которых высока для всех профессий будущего.
Перемены в сфере образования
Как сообщила министр образования Республики Саха (Якутия) Ирина Любимова, в регионе создан Центр опережающей профессиональной подготовки, призванный помочь школьникам с выбором будущей профессии и сформировать у них интерес к той или иной деятельности. «В рамках проекта «Первая профессия» Центр проводит бесплатное профессиональное обучение и мастер-классы по востребованным IT-направлениям. В Якутии с 2020 года по данному проекту обучено и охвачено свыше 5 тысяч учащихся. Здесь школьники и их родители могут бесплатно пройти профориентационные тесты и игры и узнать подробно о профессиях будущего», — рассказала Ирина Любимова.
Кроме того, в республике функционирует программа «Билет в будущее» — программа ранней профориентации обучающихся 6-11 классов, которая помогает подросткам решить сложную задачу выбора будущей профессии. Так, в 2022 году участниками программы стали 7818 школьников, приняли участие в профориентационных уроках — 5371, прошли диагностику — 6180.
Родители российских школьников могут контролировать успеваемость своих детей с помощью электронных дневников, во время вынужденных карантинов обучение не прерывается, а проводится онлайн с помощью различных приложений.
В последние годы вузы в нашей стране широко внедряют информационные системы — университеты создают собственные сервисы, порталы и приложения, удобные личные кабинеты для студентов и сотрудников, что позволяет достаточно полно использовать новые технологии в процессе обучения.
Современный рынок труда и требования к профессионалам будущего
В настоящее время рынок труда рассчитан на людей, умеющих взаимодействовать с техникой. Учитывая то, с какой скоростью развиваются технологии и как растет потребность в новых программных продуктах, работающим людям необходимо постоянно повышать уровень своих знаний и навыков. И хоть навыки у людей разных профессий достаточно сильно разнятся, есть особые надпрофессиональные умения, ценность которых высока для всех профессий будущего.
Клиентоориентированность — умение понимать потребности и желания клиентов и работать с ними так, чтобы оставить приятное впечатление, а в идеале — превзойти их ожидания.
Эмоциональный интеллект и коммуникабельность — целая совокупность полезных умений, с помощью которых человек понимает эмоции, чувства и мотивы других людей, что помогает ему работать и взаимодействовать с людьми. В настоящее время работодатели отдают предпочтение тем, кто умеет быть частью коллектива поэтому ценность этого навыка чрезвычайно важна.
Системное мышление безусловно необходимо профессионалам будущего, ведь с каждым днем растет объем данных и информации, с которыми нужно уметь эффективно работать. Под этим навыком понимается умение видеть причинно-следственные связи, строить логические цепочки, находить закономерности, систематизировать данные, отделять общее от частного и многое другое.
Менеджмент — умение планировать работу и добиваться поставленных целей, используя имеющиеся ресурсы. И этот навык нужен каждому специалисту, не только руководителям, хотя бы для того, чтобы эффективно планировать свой рабочий день. Сотрудники, умеющие управлять проектами, делегировать полномочия, уже сегодня высоко ценятся как в крупных, так и в развивающихся компаниях. И в будущем потребность компаний в таких специалистах будет только расти.
Владение иностранными языками — повышает ценность любого специалиста и дает ему возможность работать в любой точке мира. В условиях глобализации умение налаживать отношения с партнерами из зарубежных стран очень важно для развития бизнеса и выхода на иностранные рынки.
Критическое мышление — навык, помогающий объективно оценивать данные. Умение перепроверять информацию, анализировать различные точки зрения и делать собственные выводы — это то, чего работодатели будут ждать от своих сотрудников.
Коротко о некоторых профессиях будущего
Чтобы устроиться на высокооплачиваемую работу необходимо еще со школы озаботиться поиском востребованной профессии. Очень важно определиться с будущей сферой деятельности, чтобы пользоваться спросом на рынке труда. Получив хорошее базовое образование нужно быть готовым постоянно повышать свой профессиональный уровень, расширять свои умения и навыки, ведь профессии будущего находятся на стыке нескольких дисциплин.
В медицинской сфере
Онлайн-врач — доктор, владеющий технологиями для дистанционной постановки диагноза, дающий консультации по важным, но не угрожающим жизни вопросам. Прием у такого доктора экономит время, т.к. пациентам не нужно приезжать в больницу, и он также может расшифровать анализы и даже назначить по ним лечение и некоторые процедуры.
Специалист в области регенеративной медицины работает над созданием различных полноценных жизнеспособных биологических органов. Регенеративная медицина находится на стыке биологии, медицины и инженерии. Искусственное выращивание органов в теории может спасти миллионы человеческих жизней.
Разработчик киберпротезов и имплантов работает над созданием функциональных устройств и органов, обладающих высокой биосовместимостью и не вызывающих отторжение со стороны организма.
Инженер-генетик — ученый, работающий с генами живых организмов. В будущем ученые смогут не только редактировать геном, но и создадут искусственные хромосомы, защищающие от различных серьезных болезней.
В сфере образования
Продюсер онлайн-курсов — создает онлайн-школы или курсы, а затем запускает и продвигает их на рынке образовательных услуг.
Тьютор — куратор процесса индивидуального обучения, основанного на врожденных особенностях и способностях человека.
Разработчик образовательных программ — специалист на стыке психологии и методологии, подбирающий персональную траекторию обучения, которая позволяет учиться новому быстрее и эффективнее.
В области экологии
Урбанист-эколог — исследует экологические биотехнологии, находит альтернативные источники энергии, озеленяет территории городов, создает новые возможности для переработки и многое другое.
Экопроповедник — специалист в области защиты окружающей среды и осознанного потребления. Научит людей ответственно покупать еду, одежду и предметы быта, а также сортировать мусор и уменьшать отходы внутри своих семей.
Сити-фермер — специалист по выращиванию овощей и фруктов внутри городов с помощью «зеленых» технологий для обеспечения пищей городских жителей.
В сфере безопасности
Киберполицейский — специалист по расследованию преступлений, совершенных с использованием сети, выявляющий вредоносное ПО, борющийся с преступностью в сети и использующий в своей работе новые технологии и искусственный интеллект.
Консультант по личной кибербезопасности — специалист, обучающий граждан способам защиты своих данных от киберпреступников.
В сфере IT
Программисты будут очень востребованы в ближайшие годы в самых разных сферах экономики — от медицины до сельского хозяйства.
Разработчик цифровых офисов — специалист по созданию виртуальных пространств для работы, где сотрудники могут общаться и вместе работать над проектами.
Специалист по обработке данных — обрабатывает и анализирует огромные объёмы информации в соответствии с заданными параметрами, выявляет закономерности и определяют вероятность того или иного события.
Творческие профессии
Дизайнер дополненной и виртуальной реальности — специалист по созданию искусственного пространства для повседневной жизни: работы, обучения и отдыха. Уже в недалеком будущем виртуальный мир будет сопоставим по своей значимости с реальным миром.
Арт-менеджер — специалист по запуску проектов, организатор различных мероприятий —выставок, творческих коллабораций и т.д. Работает на стыке экономики, менеджмента проектов и маркетинга.
Гейм-дизайнер — специалист, создающий концепцию игры, продумывающий привлекательную механику игр. Работает на стыке психологии, маркетинга, является и писателем, и художником. Гейм-дизайнер — одна из самых востребованных профессий XXI века.
Безусловно, что с развитием технологий усложняются и рабочие процессы, растет конкуренция на рынке труда. Поэтому профессионала будущего необходимо будет правильно планировать свой рабочий день, организовывать свое развитие как профессионала на долгосрочный период и при этом сохранять свою работоспособность и поддерживать свое эмоциональное состояние и здоровье.
В данном материале представлена лишь малая часть профессий будущего. Подробнее с новыми специальностями можно ознакомиться в The shape of jobs to come, The Future of Jobs, 20 Common Jobs in 2040, в Атласе профессий будущего от экспертов Сбера и НИУ ВШЭ, а также в Атласе новых профессий от Сколково.
Мария Ефремова