В 2022 году с 5 сентября по 11 сентября состоялась XXI Всероссийская встреча организаторов отдыха, оздоровления детей и молодежи «Диалоги вместе». Ежегодно участники мероприятия вживую общаются с профессионалами — организаторами детского отдыха России. После таких встреч специалисты с новыми идеями и планами начинают претворять в жизнь лучшие практики работы организаций детского отдыха и оздоровления.
В преддверии проведения итогов года с 29 ноября по 1 декабря в Москве состоялась Вторая межрегиональная конференция организаторов детского отдыха «Московские диалоги — 2022», подготовленная Межрегиональной общественной организацией «Содействие детскому отдыху».
Специалисты Центра отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор» приняли непосредственное участие в данном мероприятии. Темами для обсуждения стали три направления: «Диалоги регионов», «Диалоги с партнерами», «Диалоги с властью». Прошли дискуссионные площадки, круглые столы, стратегические сессии, программа была очень насыщенной, продуктивной и полезной.
Участниками были презентованы региональные модели управления сферой организации детского отдыха, эффективные практики. Также обсуждались темы взаимодействия и сотрудничества организаций детского отдыха с партнерами в разных направлениях деятельности.
Состоялись встречи с представителями киностудии «Союзмультфильм», детского кинокампуса киностудии им. Горького, национального центра развития керамики и многими другими. Много говорилось об эффективных решениях по развитию и содержанию программ детского отдыха. Поднимались вопросы о новых возможностях детских лагерей в современных условиях, опыте, подготовке и сопровождении вожатых, работе и привлечении студентов, проведения профильных смен проекта «Большая перемена» в детских лагерях нашей страны. Не остались без внимания вопросы отдыха детей с особыми возможностями здоровья, об особенностях отношений родителей и поставщиков услуг, родительского мнения при выборе лагеря для ребенка. Ответы на свои вопросы участники услышали от представителя контрольно-надзорной деятельности в отношении организаций отдыха детей и их оздоровления Роспотребнадзора. Одной из важных тем мероприятия стало обсуждение вопросов частно-государственного партнерства, заключение долгосрочных проектов и инвестиций частного капитала в сферу детского отдыха – финансирование строительства палаточных лагерей, лагерей-спутников, детских глэмпингов, реконструкция стационарных лагерей.
Были внесены предложения по внесению изменений в законодательство РФ, а также достигнуты договоренности об участии представителей профессионального сообщества в выработке стратегии развития сферы детского отдыха.
По итогам ХХI межрегиональной встречи организаторов отдыха и оздоровления детей и молодежи «Диалоги вместе» (Сочи, 05.09 – 11.09.2022 г.), II Межрегиональной конференции организаторов детского отдыха «Московские диалоги» (Москва, 29.11-01.12.2022 г.) профессиональным сообществом, координационным советом межрегиональной общественной организации «Содействие детскому отдыху» от 01.12.2022 была принята Резолюция (представляем сокращенный вариант)
РЕЗОЛЮЦИЯ
Участники отмечают положительный и перспективный опыт организации отдыха и оздоровления детей в 2022 году, инновационный потенциал сферы отдыха детей и их оздоровления, ее возрастающую роль в современном обществе и ответах на вызовы современности, а также в позитивном влиянии на здоровье, развитие и воспитание детей, обратили внимание на необходимость системных изменений и инновационного прорыва в данной сфере.
Региональные загородные лагеря и центры отличаются высокой мобильностью и ответственностью, а в последние годы по – настоящему стали стратегическими площадками для регионов и страны в решении значимых государственных и социальных задач, начиная от организации на своих базах обсерваторов и моногоспиталей в период эпидемии COVID-19; организации мест для временного размещения населения, пострадавшего от пожаров и наводнений, а также эвакуированных из зон боевых действий ДНР, ЛНР и беженцев пострадавших районов Украины. Летом 2022 года оперативно и на высоком уровне организован отдых и оздоровление детей и семей, вдов с детьми из ДНР и ЛНР, обеспечена их транспортная доставка к местам отдыха и обратно. А сейчас лагеря становятся базами размещения мобилизованных граждан в рамках объявленной в стране частичной мобилизации. И на всех этапах этой работы региональные власти отмечают высокий потенциал сотрудников лагерей в решении поставленных задач.
Отмечая представленный на конференции успешный опыт реализации всероссийского исследования, в целях повышения развивающего эффекта среды детского оздоровительного лагеря, настоящая резолюция утверждает следующие рекомендации:
– рекомендовать всем заинтересованным структурам и организациям отдыха и оздоровления содействовать закреплению и развитию положительных эффектов деятельности ДОЛ;
– создать рабочую группу для разработки методических рекомендаций по актуальным проблемам методики исследования эффектов деятельности ДОЛ;
– продолжить дальнейшее сотрудничество регионов по реализации всероссийских исследований эффектов деятельности ДОЛ и популяризацию результатов, в том числе с активным использованием потенциала СМИ и посредством организации презентации результатов на всероссийских встречах организаторов детского отдыха и оздоровления;
– издать материалы международной научно-практической конференции «Новые смыслы и эффекты деятельности детского лагеря, их оценка. Прогнозируемые результаты для экономики, общества, семьи» в рамках XXI Встречи организаторов детского отдыха и оздоровления и представленных на ней результатов исследования;
– предложить редакции журнала «Народное образование» опубликовать статьи с результатами всероссийского исследования «Эффекты деятельности детского оздоровительного лагеря» и открыть рубрику в журнале, посвященную деятельности детских оздоровительных лагерей РФ.
Участники Встречи, анализируя реализацию резолюции Общероссийской встречи 2021 года, отмечают некоторые положительные результаты и реальные эффекты принятых мер, а именно:
– работа в летний период программы кешбэк на детский отдых и компенсацию стоимости путевки. Действие программы отмечается наличием совокупного положительного эффекта на отдых и оздоровление детей и деятельность организаций детского отдыха и оздоровления;
– позитивным моментом стала замена контрольно-надзорных мероприятий на профилактические визиты со стороны надзорных органов. Данная тенденция отмечается в ряде регионов страны;
– смягчение некоторых положений ковидного СанПиНа, особенно в части отмены ограничений по наполняемости (разрешена 100% наполняемость лагерей);
– создана рабочая группа по вопросам отдыха и оздоровления детей в Комитете по вопросам семьи, женщин и детей Государственной думы РФ. Состоялось совещание, запланированы Парламентские слушания на тему «Детский отдых – под контроль депутатов! Итоги летней оздоровительной кампании 2022 года», но фактически какие – либо конкретные решения и результаты отсутствуют;
– внедрены конкурсы Министерства просвещения РФ на предоставление субсидий из федерального бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим мероприятия по содействию развития дополнительного образования детей и осуществляющим мероприятия по организации отдыха детей и их оздоровления. Но объем выделяемых средств (39 779 400,00 рублей) на все регионы РФ явно недостаточный для решения проблем.
При этом, по большей части обозначенных в резолюции вопросов и обращений к органам государственной власти федерального и регионального уровня, отсутствуют реальные эффекты принятых мер.
В связи с чем сохраняются барьеры и негативные тенденции, существенно затрудняющие, а чаще, препятствующие развитию сферы:
– критический дефицит профессиональных медицинских, педагогических кадров;
– изношенность и несовременность спортивной и досуговой инфраструктуры организаций сферы детскогоотдыха для решения современных задач, планов и приоритетов государственной политики в сфере развития и воспитания детей;
– неработающие механизмы привлечения инвестиций в сферу детского отдыха, поддержки и льготных режимов налогообложения, кредитования, субсидий на развитие инфраструктуры;
– неравные условия государственной поддержки государственных, муниципальных и негосударственных организаций отдыха детей и их оздоровления;
– статистические данные по отдохнувшим детям за летнюю кампанию собираются при увеличении количества смен и сокращении из продолжительности, что не показывает реальную картину оздоровленных детей в показателе – койкодень;
– отсутствие организаций отдыха детей и их оздоровления в федеральных программах развития материально-технической базы.
Профессиональное сообщество с обеспокоенностью отмечает негативные тенденции по устойчивому сокращению загородных объектов и организаций детского отдыха и мест размещения в них. Особое внимание вызывает сокращение санаторно-оздоровительных лагерей (на 71,8% в 2022 году по сравнению с 2019 годом) и палаточных лагерей (на 59% в 2022 году по сравнению с 2019 годом). Также наблюдается постоянное снижение количества отдохнувших в загородных детских лагерях детей (в 2022 году уменьшение на 15,8% детей по сравнению с 2019 годом). Вместе с тем, из года в год, растет разрыв между количеством отдохнувших в детских лагерях детей и количеством детей возраста 7-17 лет (потенциальными клиентами детских лагерей). Так в 2022 году в детских загородных лагерях отдохнули всего 9,26% от всех детей РФ 7-17 летнего возраста (в 2016 году эта цифра составляла 14,27%).
Таким образом, самым распространенным и востребованным видом отдыха детей в каникулярный период становятся пришкольные и досуговые площадки в черте города. Не используются в полной мере природно-климатические факторы оздоровления, возможности и ресурсы загородного детского отдыха в сохранении и укреплении здоровья детей. При этом, в детской среде отмечаются негативные тенденции, особенно в каникулярное время – увеличение детского травматизма вне организаций детского отдыха, рост невротических заболеваний и психологических проблем у детей, рост количества детей с зависимым поведением.
Организаторы отдыха детей и их оздоровления, члены межрегиональной общественной организации «Содействие детскому отдыху», участники ХХI Общероссийской Встречи организаторов отдыха, оздоровления детей и молодежи «Диалоги вместе» и участники II Межрегиональной конференции организаторов детского отдыха «Московские диалоги» определяют для себя ряд приоритетных задач:
– консолидация разрозненных региональных, межрегиональных и общероссийских общественных объединений организаторов детского отдыха РФ;
– развитие общественной дипломатии на внутреннем и международном уровне для выстраивания системы конструктивного взаимодействия для достижения задач;
– развитие социальной проектной деятельности, направленной на инициативы в области подготовки и повышения квалификации кадров, образования, культуры, общественной дипломатии, а также на привлечение дополнительных средств для повышения эффективности данной деятельности через участие в конкурсах грантовой поддержки;
– привлечение в сферу научных работников для развития консультационно-методической работы и проведения исследований, направленных на совершенствование программ и форм работы с детьми, в том числе с детьми, имеющими ограничения в здоровье, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми, находящимися в процессе ресоциализации, детьми с зависимостями и т.п.;
– разработка программ и проектов для отдыха и оздоровления детей, находящихся в группе риска, с целью снизить и исключить риски плохого влияния на других отдыхающих детей;
– совершенствование деятельности по организации воспитательной и гражданско- патриотической работы, разработке программ, подготовке кадров для работы с одаренными детьми, детьми и молодежью – участниками различных социально – позитивных детских объединений и движений.
В целях увеличения численности детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, направленных в организации отдыха детей и их оздоровления, продвижения положительного имиджа сферы, ее позитивного развития, активизации скоординированных действий по совершенствованию системы управления, развития и организации отдыха детей и их оздоровления в Российской Федерации участники Встречи предлагают рассмотреть следующие предложения федеральному, региональному, местному (муниципальному) уровням и принять следующие меры.
Правительству Российской Федерации:
1. Инициировать заседание Госсовета Российской Федерации при Президенте РФ по вопросу развития сферы детского отдыха и оздоровления с приглашением общественных организаций, профессионального сообщества, научных работников для разработки стратегических задач формирования государственной политики в сфере детского отдыха и оздоровления.
2. Для разработки государственной стратегии развития сферы отдыха и оздоровления детей – 2030 консолидировать действия представителей Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Общественной палаты РФ, общественных организаций и профессиональных сообществ, регионов РФ через формирование рабочих групп, экспертных советов.
3. Включить в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (Постановление Правительства Российской Федерации № 434 от 03.04.2020), в раздел «Сфера деятельности/наименование вида экономическойдеятельности» – Деятельность по организации детского отдыха и оздоровления (ОКВЭД 85.41.91). Предусмотреть в решениях правительства РФ механизмы поддержки отрасли на федеральном уровне с рекомендациями таких же мер на региональном уровне.
4. Внести изменения в ФЗ от 5.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части исключения из сферы действия данного закона услуг, имеющих отношение к организации отдыха детей и их оздоровления, либо дополнения оснований для заключения контрактов с единственным поставщиком (организациями отдыха детей и их оздоровления, включенными в Реестр), так как выполнение требований по включению в Реестр, по сути, является пред квалификационным отбором, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99.
5. Закупать услуги по организации детского отдыха можно путем конкурса с ограниченным участием (Федеральный закон от 01.05.2019 № 69-ФЗ, ч.2. ст31 “О внесении изменений в статьи 56 и 56-1 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”). Предусмотреть уточнение в описании уровня квалификации поставщика (опыте работы), допустить наличие исполненных договоров и контрактов, реализованных вне гос. закупок.
6. Внести изменения в пункт 6 приложения 2 к постановлению Правительства РФ от 4.02.2015 г. №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» в части исключения требований о наличии трехлетнего опыта исполнения контракта (договора) на оказание услуг, заключенного в соответствии с ФЗ от 5.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или ФЗ от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Исключение требований снимет барьеры для участия в конкурсных процедурах новых организаций отдыха детей и их оздоровления.
7. Внести изменения в позицию 35 раздела IV Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2021 года № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившим силу некоторых актов и отдельных положений актов правительства Российской Федерации», изложив дополнительные требования к участникам закупки на услуги по организации отдыха детей и их оздоровлению в следующей редакции: Данные дополнительные требования к участникам закупки снизят риски участия в процедуре посредников, а также участие в конкурсных закупках туристических агентств, не имеющих собственных баз и действующих агентских договоров с базами.
8. Внести изменения в статью 6 Водного кодекса РФ в части ограничения свободного доступа к водным объектам общего пользования и полосе земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса), находящихся, на основании соответствующего решения, в пользовании организаций отдыха детей и их оздоровления, для обеспечения безопасности детей.
9. Предусмотреть в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования средства на прохождение обследований методом ПЦР на новую коронавирусную инфекцию и на острые кишечные инфекции (норо-, рота- и других вирусных возбудителей кишечных инфекций) сотрудников организаций отдыха детей и их оздоровления всех форм собственности, в случае продления данных требований на 2023 год. А также предусмотреть средства в Фонде ОМС на прохождение обязательных и периодических медицинских осмотров для трудоустройства сотрудников в детский загородный лагерь для молодежи в возрасте до 35 лет.
10. Рассмотреть вопрос о снижении тарифов на коммунальные платежи для организаций сферы отдыха детей и их оздоровления независимо от формы собственности, о налоговых льготах и налоговых каникулах для организаций сферы отдыха детей и их оздоровления независимо от формы собственности на период действия антиковидных ограничений, предусмотренных СП 3.1. /2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи вусловиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
11. Создать государственные (муниципальные) реестры реновации (федерального, региональных, муниципальных) объектов инфраструктуры детского отдыха и оздоровления и базы типовых проектов для удешевления стоимости работ. Отдать приоритет развитию уже имеющихся баз вместо строительства новых для целесообразного использования средств, которое заключается не только в уже имеющейся инфраструктуре, но и в том, что готовые кадровые команды в существующих объектах лучше проблемы поиска, набора и обучения персонала для новой площадки.
12. Распространить программу детского туристического кешбэка на период 2023 – 2024 годов для круглогодичного стимулирования отдыха детей (в каникулярный и вне каникулярный период) в стационарных и палаточных лагерях. В целях увеличения охвата детей отдыхом и оздоровлением круглый год, развития программ «лесных школ» в период учебного года, поддержки организаций детского отдыха круглогодичного действия реализовывать программу кешбэка на путевки детского отдыха круглогодично, используя период зимних, весенних, осенних каникул, вне каникулярный период для продолжения обучения, совмещенного с оздоровлением и реабилитацией на базе загородных стационарных организаций отдыха детей и их оздоровления. Это позволит снизить эпидемическую нагрузку в городах, школах, укрепит иммунитет детей в природной среде. Принять решение о запуске или не запуске системы детского кешбэка в 2023 году не позднее 1 декабря 2022 года. Начать саму программу не позднее 1 февраля 2023 года.
13. Включить отдельной строкой «направление детского отдыха и оздоровления» в программы реализации Национальных проектов. В целях развития качества услуг и их соответствия современным требованиям развития детей, требованиям федерального законодательства выделить средства федерального бюджета в Национальных проектах на развитие материально-технической базы организаций отдыха детей и их оздоровления круглогодичного и сезонного действия всех форм собственности, санаторно-оздоровительных лагерей и детских санаториев:
13.1 включить в программу национального проекта «Образование» мероприятия по строительству, реконструкции и ремонту зданий, сооружений, благоустройству территорий, комплектованию организаций отдыха детей и их оздоровления помещениями для занятий дополнительным образованием, лабораториями, кабинетами робототехники, мастерскими творчества; мероприятия по обеспечению организаций детского отдыха качественным интернетом, связью, транспортом для доставки сотрудников, технологическим оборудованием;
13.2. включить в программу национального проекта «Здравоохранение»:
– мероприятия по строительству, реконструкции, ремонту медицинских пунктов, отвечающих современным требованиям федерального законодательства, комплектованию медицинских пунктов современным медицинским оборудованием в том числе общеукрепляющего оздоровительного профиля;
– мероприятия по финансированию реконструкции, ремонта и переоснащения современным медицинским оборудованием медицинской базы детских санаторно- оздоровительных лагерей и детских санаториев для целей санаторно-курортного лечения детей и медицинской реабилитации детей с ОВЗ;
13.3. включить в программу национального проекта «Культура» мероприятия по строительству, ремонту, комплектованию культурны-досуговых площадок (клубов, залов, музеев) звуковым, световым, цифровым оборудованием;
13.4. включить в программу национального проекта «Демография» мероприятия по строительству, реконструкции, комплектованию оборудованием спортивных залов, спортивных площадок открытого и закрытого типа; досуговых и игровых площадок;
13.5. включить в программу национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» мероприятия по строительству и ремонту дорог до детских оздоровительных организаций, детских стационарных палаточных лагерей, дополнительных корпусов для проживания детей в детских лагерях.
14. В целях привлечения профессиональных кадров в сферу отдыха детей и их оздоровления внести изменения в Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781: дополнить список должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющимпедагогическую деятельность в организациях отдыха детей и их оздоровления круглогодичного и сезонного действия; детские лагеря санаторного типа, детские санатории (В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ»):
Наименование должностей: директор (начальник, заведующий) организации отдыха детей и их оздоровления, заместитель директора (начальника, заведующего), заместитель директора (начальника, заведующего) по воспитательной работе, заведующий педагогической службой, методист (деятельность связана с образовательным и воспитательным процессом детей), воспитатель, старший воспитатель, педагог- организатор, старший педагог-организатор, педагог дополнительного образования, старший педагог дополнительного образования, вожатый, старший вожатый, педагог- психолог, старший педагог-психолог, инструктор по физической культуре и спорту, старший инструктор по физической культуре и спорту.
Наименование учреждений: организации отдыха детей и их оздоровления круглогодичного и сезонного действия; детские лагеря санаторного типа, детские санатории.
Дополнить список должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, деятельность в организациях отдыха детей и их оздоровления круглогодичного и сезонного действия. (В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ»):
Наименование должностей: врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей- статистиков), начальники медицинских служб (частей) организаций отдыха детей и их оздоровления, осуществляющие врачебную деятельность; средний медицинский персонал: главная (старшая) медицинская сестра, фельдшер, медицинская сестра, медицинская сестра по массажу, медицинская сестра по физиотерапии.
Наименование учреждений: организации отдыха детей и их оздоровления круглогодичного и сезонного действия; детские лагеря санаторного типа, детские санатории.
15. С целью поддержки педагогических и медицинских кадров, привлечения профессиональных педагогических и медицинских специалистов в организации отдыха детей и их оздоровления включить категорию педагогов загородных лагерей, центров, санаториев, находящихся в сельской местности, в программу «Земский учитель» на предоставление единовременной компенсационной выплаты; категорию медицинских работников загородных лагерей, центров, санаториев, находящихся в сельской местности, в программу «Земский доктор» на предоставление единовременной компенсационной выплаты. Расширить программы льготного кредитования, предоставления субсидий на приобретение жилья педагогическим и медицинским работникам организаций отдыха детей и их оздоровления, детских санаториев, лагерей санаторного типа. Распространить программу компенсации оплаты съемного жилья на педагогических и медицинских работников организаций отдыха детей и их оздоровления, детских санаториев, лагерей санаторного типа.
16. Предусмотреть выделение федеральных квот на целевое обучение врачей в медицинских вузах и педагогов в педагогических вузах для организаций отдыха детей и их оздоровления круглогодичного и сезонного действия, детских лагерей санаторного типа и детских санаториев.
17. В Постановлении №1860 от 18.11.2020 раздел 2 п.7 – отменить (исключить) ограничение на классификацию средств размещения, используемых для основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей. Это позволит загородным лагерям пройти классификацию и осуществлять деятельность по организации отдыха детей и населения в круглогодичном режиме в том числе в межсезонье, привлекать финансовые средства для развития, сохранять трудовые коллективы.
18. Минэкономразвития РФ (департамент развития туризма и департамент реализации проектов в сфере туризма) рассматривать инфраструктуру детских лагерей для развития и стимулирования детского и семейного туризма, путешествий, профориентационной работы для индустрии гостеприимства при разработке программ развития туризма и индустрии гостеприимства в РФ.
Региональным органам государственной власти:
1. Пересмотреть расчетную стоимость социальной путевки при проведении государственных закупок детских путевок для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей приоритетных категорий, с учетом резко возросших затрат на подготовку, содержание инфраструктуры лагеря, дополнительных мер антитеррористической защищенности объектов, дезрежима, мер профилактики новой короновирусной инфекции, требований объема медосмотра при трудоустройстве.
2. Способствовать снижению налоговой нагрузки в части региональных полномочий на организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе налогов на имущество, землю, пользования водными ресурсами.
3. Создавать режим наибольшего благоприятствования для привлечения инвестиций, финансовых ресурсов в развитие и улучшение материально-технической базы лагеря, инфраструктуры жизнеобеспечения.
4. При планировании газификации сельских территорий включать в проекты газификации муниципалитетов и региональные программы объекты отдыха и оздоровления детей.
5. При реализации региональных программ доступности связи и интернета для населения предусмотреть покрытие территорий и объектов детских загородных лагерей устойчивой мобильной связью и стабильным интернет соединением.
6. При реализации региональных программ дорожного строительства предусмотреть приведение в нормативное состояние дорог и подъездных путей к загородным детским лагерям.
7. Рассмотреть вопрос и варианты решения для снижения тарифов за электроэнергию и газ относительно объектов социальной сферы, организаций отдыха детей и их оздоровления, не приравнивая лагеря к промышленным предприятиям.
8. К началу летней оздоровительной кампании 2023года освободить лагеря, санатории, детские здравницы, используемые на текущий момент в качестве пунктов временного размещения граждан, вынужденно покинувших территорию ЛНР, ДНР, Украины и прибывающих на территории России. Рассмотреть возможность их социализации, трудоустройства и расселения в иных организациях, не участвующих в летней оздоровительной кампании.
Министерству просвещения РФ.
1. При составлении учебных планов в школах предусмотреть освоение естественнонаучных дисциплин в природной среде, используя инфраструктурные и кадровые возможности организаций отдыха детей иих оздоровления.
2. С целью подготовки квалифицированных специалистов для сферы отдыха детей и их оздоровления расширить число бюджетных мест для подготовки специалистов (педагогических и медицинских работников) по программе целевого обучения для загородных организаций отдыха детей и их оздоровления, детских санаториев, лагерей санаторного типа.
3. С целью развития материально-технической базы региональных лагерей увеличить размер выделяемых субсидий на компенсацию затрат на инфраструктуру и соответствие нормативным требованиям, а также на осуществление мероприятий по содействию развития дополнительного образования детей и мероприятий по организации отдыха детей и их оздоровления.
4. Рассмотреть вопрос о системе награждения при проведении Всероссийских конкурсов программ и методических кейсов «Лучшая программа организации отдыха детей и их оздоровления», а также при организации и проведении конкурсов профессионального мастерства, в виде денежного призового фонда для организаций – победителей на развитие материально-технической базы, повышающей качество работы с детьми.
5. Усилить взаимодействие с региональными уполномоченными органами по организации отдыха и оздоровления детей, с межрегиональными и региональными общественными организациями для освещения деятельности региональных лагерей в федеральном информационном телеграм канале «Большая перемена».
6. Включить в состав межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей представителя Межрегиональной общественной организации «Содействие детскому отдыху».
7. Рассмотреть вопрос о разработке методических рекомендаций и типовой модели смены для «трудных» детей и подростков для использования в работе организациями отдыха детей и их оздоровления.
8. Рассмотреть вопрос о вхождении в состав Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации представителя Межрегиональной общественной организации «Содействие детскому отдыху».
9. Рассматривать детский отдых и оздоровление как круглогодичный процесс, используя понятие оздоровительной кампании как круглогодичного процесса, а не только как период летней оздоровительной кампании (пятая четверть).
Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
1. Внести изменения в СП 3.1. /2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи вусловиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в части отменытребований п.3.3:
– отменить требование перед началом каждой смены работники пищеблоков должны пройти обследование на наличие норо-, рота- и других вирусных возбудителей кишечных инфекций. Предусмотреть при трудоустройстве в детский лагерь перечень этих исследований;
– отменить как избыточное требование обследования персонала детского лагеря на COVID-19 перед каждой сменой.
Обоснование:
– сотрудники организаций отдыха детей и их оздоровления прошли вакцинацию от COVID-19, в плановом порядке ведется ревакцинация;
– дети не проходят обследование на COVID-19, таким образом не понятен смысл данного требования;
– обследование на COVID-19 любым методом является платным, целевые денежные средства из бюджетных источников на эти цели не выделяются, что создает большую финансовую нагрузку на бюджет организаций детского отдыха;
– данное требование распространяется только на организации отдыха детей и их оздоровления и не применяются к другим детским организованным коллективам в школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования.
2. Дать официальные разъяснения по вопросу нарушений санитарного законодательства РФ, которые представляют угрозу здоровью и жизни детей в детском лагере и являются основанием для немедленной приостановки (закрытия) лагеря;
3. Отменить требование ежегодного получения санитарно-эпидемиологического заключения на деятельность организации отдыха детей и их оздоровления и принять решение о бессрочном действии его в отношении круглогодичных организаций отдыха и оздоровления детей, детских санаторных лагерей. Процедура экспертизы для получения санитарно- эпидемиологического заключения является платной, что увеличивает финансовую нагрузку на лагеря.
4. Отменить требование ежегодного получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в рекреационных целях и принять решение о бессрочном действии его в отношении круглогодичных организаций отдыха и оздоровления детей, детских санаторных лагерей. Процедура экспертизы для получения санитарно- эпидемиологического заключения является платной, что увеличивает финансовую нагрузку на лагеря.
5. При применении “Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) относительно организаций отдыха детей и их оздоровления использовать в большей степени предупредительные меры путем методического содействия, направленного на достижение общей цели (повышение качества оказываемых услуг в сфере детского отдыха и оздоровления), исключения или значительного снижения размеров штрафов в виде денежного взыскания по отношению к организациям отдыха детей и их оздоровления ввиду того, что их деятельность является социальной.
6. Рассмотреть актуальные нормы питания, учитывая вкусы и предпочтения детей, а также современные подходы к организации питания (шведский стол, заказное меню) разработать на федеральном уровне примерное меню в том числе для лечебного питания детей для использования в работе лагерями, не имеющими в своем штате технологов, диет сестер.
Фонду Президентских грантов.
1. Предложить рассмотреть вопрос о расширении перечня тематик грантового направления
«Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства» и предусмотреть проекты, направленные на развитие и расширение форм организованного отдыха и оздоровления детей.
Генеральной прокуратуре РФ.
1. Снизить контрольно-надзорную нагрузку на организации отдыха детей и их оздоровления в период летней оздоровительной кампании; способствовать формированию плана проверок с учетом их равномерного распределения в течение года; исключить одновременное проведение плановых и внеплановых проверок, одновременные проверки различными ведомствами, проверки в летний период по вопросам, которые могут быть проверены в подготовительный период.
2. Провести «регуляторную гильотину» в количестве и перечне вопросов при проведении проверки, учитывая сезонность действия многих организаций отдыха детей и их оздоровления.
3. Стимулировать контрольно-надзорные органы, органы регионального и муниципального контроля на проведение профилактической, разъяснительной и информационно-методической работы с организациями отдыха детей и их оздоровления.
4. Отменить в 2023 году контрольно-надзорные мероприятия в отношении организаций отдыха и оздоровления детей, заменив их на профилактические визиты. Данное решение уже принято в отношении школ и детских садов.